Анимация молодых

В этом году на Открытом фестивале анимационного кино в Суздале много достойных работ, снятых дебютантами. Можно констатировать, что будущее российской анимации держится на совсем еще юных энтузиастах


Эдуард Назаров



XVII Открытый российский фестиваль анимационного кино в Суздале, первое крупнейшее событие в отечественной анимации в юбилейном для этого вида искусства году, перевалил за экватор, и уже стали известны некоторые лауреаты.

Патриарх российской мультипликации Федор Савельевич Хитрук в свое время мечтал составить "Золотую сотню" лучших фильмов за прошедший век, и вот теперь один из кураторов фестиваля Сергей Капков вместе с коллегами опросил сто представителей отрасли с тем, чтобы присудить приз лучшему, по их мнению, отечественному анимационному фильму за всю историю.

Победу в соревновании шедевров одержал знаменитый "Жил-был пес" Эдуарда Назарова; вице-призером стал "Ежик в тумане" Юрия Норштейна. Оба друга-автора, кстати, неизменно приезжают с Суздаль, и корреспонденту "Yтра" не стоило особого труда поинтересоваться их отношением к такому импровизированному спору и заодно расспросить о современном положении дел в индустрии.

На церемонии вручения суздальской статуэтки Эдуард Васильевич посетовал, полушутя, что "лучше бы дали деньгами", а в приватном разговоре еще раз пожаловался на совершенно неурегулированные вопросы с авторским правом в нашей стране. Его фильмы, где он выступает как режиссер и как художник-постановщик, тиражируются миллионами. Созданные художником образы давно расхватали торгаши в рекламных целях. А творцы влачат существование, для людей, чьи имена вписаны в мировые энциклопедии золотыми буквами, просто недостойное. Причем в случае самого Назарова речь не идет о какой-то личной выгоде. В качестве консультанта и художественного руководителя он продолжает начатое некогда на "Союзмультфильме" дело, работая на нескольких студиях, своим авторитетом буквально спасая их о разорения. То же самое относится и к другим знаменитостям его поколения. Но в современных условиях, по мнению художника, на первый план вышла материальная составляющая и все угробила.

"Как по-вашему, почему нынешняя власть обошла стороной анимацию?" – задал я мэтру вопрос. "По-моему, они просто дураки, – грустно заметил художник. – Ведь всем очевидно, что, если так и дальше будет продолжаться, мы окончательно вылетим из обоймы стран, где есть аутентичная, самобытная культурная среда. Чиновники вроде бы откликнулись на наш крик отчаянья, на все эти письма наверх, на встречи в правительстве. Сначала нескольким студиям, в том числе и "Союзмультфильму", пообещали дать денег, но потом все как-то заглохло. Тех крох, что все же дали, совершенно недостаточно, чтобы возродить отрасль. Да и вообще, у меня ощущение, что наверху всем просто наплевать на культуру. Они заняты распилом и разворовыванием общенародного достояния, какая может быть при таком отношении еще анимация?! Я весьма пессимистично смотрю в будущее. Если так и дальше пойдет, наше искусство будет утрачено безвозвратно, да вообще страна рухнет. Россия бескультурья долго не протянет".

"Надо четко разграничивать кино как бизнес и авторскую анимацию, создающую условия для развития всей культуры. Она не может быть предметом торга, – продолжает Эдуард Назаров. – Всем понятно, что авторские работы с точки зрения бухгалтера не могут соревноваться даже с самыми пошлыми и примитивными сериалами, куда можно понапихать кучу рекламы. Но если бы те, кто сейчас выпускает поделки, на которые и смотреть-то противно, в свое время не учились на лучших образцах именно авторской анимации, они бы не смогли и пары кадров приемлемого уровня снять".

Этой же точки зрения придерживаются практически все крупнейшие представители профессии, съехавшиеся на Суздальфест, от Юрия Норштейна и Андрея Хржановского до Александра Петрова и Ивана Максимова.

С другой стороны, в первой половине фестиваля на суд жюри были представлены в основном студенческие работы, и, к моему удивлению, в этом году среди них было очень много достойных, профессиональных фильмов. По всей вероятности, массовое освоение молодежью новейших технологий приводит к качественному сдвигу, и многие начинающие мультипликаторы уже не так связаны условиями больших производств, а могут работать в домашних условиях на своих компьютерах. Кроме того, молодежь не подвержена цензуре и самоцензуре, не скована рамками студийных ограничений. Среди студентов анимационных школ, которых в стране всего несколько, в основном в Москве и Питере, немало уже состоявшихся художников, для которых мультипликация – путь к расширению выразительных средств. Почти все показанные фильмы дебютантов и студентов отличаются техничностью и стильным дизайном. Единственная претензия, которая сходу бросается в глаза, – несколько сниженный общекультурный фон учеников, о чем как раз сетуют мастера. Музыка в каждом втором ролике, если она не пишется специально, как будто взята из альбома "все классические хиты", часто видны технические огрехи при монтаже и т.п.

Впрочем, это все мелочи. Посмотрев несколько десятков отобранных в конкурс фильмов, можно констатировать, что будущее российской анимации держится на совсем еще юных энтузиастах. А страна наша талантами до сих пор не обделена. Именно им надо помогать, а бездарности, как гласит народная мудрость, сами пробьются. Хорошо бы еще – в какой-нибудь другой области.

Выбор читателей