Достаточно просто перестать вымирать

У России есть потенциал к 2050 году обогнать по уровню ВВП не только коллег по БРИК, но и страны еврозоны. Однако ей вовсе не нужны драматические темпы роста, достаточно избегать кризисов, считает создатель термина БРИК Джим О'нил


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Экономическое будущее России вызывает все больший скепсис у зарубежных экспертов, многие из которых предлагают сократить аббревиатуру БРИК до слова из трех букв - БИК. Однако сам автор четырехбуквенного термина Джим О'нил, ныне возглавляющий подразделение американского транснационального финансового конгломерата Goldman Sachs по управлению активами, так не считает. Он по-прежнему оптимистично взирает на перспективы российской экономики, и уверен, что у страны есть потенциал достичь более высокого ВВП на душу населения по сравнению не только с коллегами по БРИК, но и со всеми европейскими государствами. Свое мнение экономист изложил в статье в сетевом журнале The Globalist.

Безусловно, у России имеется ряд серьезных проблем, и только слепой может их не увидеть, отмечает О'Нил. Самые масштабные - тревожная демографическая ситуация, чрезмерная зависимость от сырьевых ресурсов и плохое государственное управление. Но они не так страшны, как кажется, полагает эксперт.

Что касается демографии, в 2006 г. Владимир Путин, тогда занимавший пост президента, назвал ее самой острой проблемой России и предложил ряд мер по улучшению ситуации. Если эти меры принесут ожидаемый эффект, экономические перспективы страны заметно улучшатся. Даже если население просто перестанет сокращаться, российская экономика с легкостью может догнать бразильскую - примерно $10 трлн к 2050 году. Однако и самый консервативный прогноз на основе "заниженных консенсусных демографических оценок" даст четырехкратное увеличение ВВП к означенному сроку – до $7 триллионов.

Зависимость страны от экспорта природных ресурсов, конечно, критична. Но О'Нил высоко оценивает возможности модернизации российской экономики, в частности, проект "Сколково". По крайней мере, туда уже инвестируют средства такие глобальные монстры из сферы высоких технологий, как Apple и Cisco. По мнению автора аббревиатуры БРИК, Россия имеет одну из лучших в мире стратегий технологического развития, которая опирается на исторически сильную систему образования и хороший интеллектуальный потенциал населения. Соответственно, и "современные технологии и инновации" легко могут найти себе применение в России - причем не только в бизнесе, но и в политике, подчеркивает экономист.

России вовсе не нужны драматические темпы роста, достаточно избегать кризисов, считает О'Нил. Если это удастся осуществить, уже в ближайшее десятилетие размер экономики страны превысит совокупный ВВП государств еврозоны (в пересчете на доллары США). Уже в 2017 г. экономика России может стать больше, чем у Италии, а в период с 2020-го до 2030 г. оставить позади Францию, Великобританию и, в конце концов, ФРГ. Вполне вероятно, что через 25 лет российская экономика станет даже больше германской - крупнейшей в зоне валютного содружества.

По-настоящему слабой стороной России, которой О'Нил не находит никаких оправданий, является политическая ситуация – нестабильность, неработающие законы, коррупция и другие недостатки государственного управления. Именно эти факторы рождают "эмоциональную враждебность" на Западе. Но это не повод отказывать стране хоть в какой-то перспективе, резюмирует эксперт.

Выбор читателей