Павел Лунгин: "Мы живем в мире банальных сюжетов и дурных диалогов"

Режиссер ответил на вопросы читателей "Yтра" в режиме онлайн. Он рассказал о своем новом фильме-притче "Дирижер", об отношении к религии, о неформатных картинах в современной киноиндустрии и о том, почему искусство должно стать бомбоубежищем для человека


ФОТО: ИТАР-ТАСС



На широкий экран выходит новый фильм Павла Лунгина "Дирижер". Незадолго до премьеры, которая состоится 29 марта, режиссер ответил на вопросы читателей "Yтра" в режиме онлайн.

Конечно, многих интересовали история создания и сюжет новой картины. Лунгин охарактеризовал свое творение как простую историю о человеке, который вдруг увидел себя со стороны и понял, что за его духовностью, умом, самоотверженностью скрывается жестокость, сухость и нелюбовь к людям. Эта тяжелая ситуация не просто часть сюжета, а отражение жизненной позиции и философии самого режиссера, для которого в состоянии кризиса нет ничего плохого и постыдного, напротив, это, по его словам, форма существования живых существ - и людей, и общества.

"Процесс понимания Истины, которая все время ускользает, меняется, обращается в тень и снова манит тебя, это есть главный смысл жизни. В этом главная тайна нашего существования. Чем ближе ты приближаешься к Истине, тем дальше она от тебя находится. Не верьте тем, кто говорит, что знает Истину. Истина - это процесс, а не результат", - подчеркнул Лунгин.

Интересно, что, по его опыту, художественный мир не должен быть комфортным. Если актер борется за выживание в не очень удобных условиях, у него просто не получается сыграть плохо, считает режиссер. Так пришлось работать и Владасу Багдонасу, исполнившему главную роль в "Дирижере". Лунгин подтвердил, что Багдонас согласился у него сниматься, даже не прочитав сценарий. Для известного литовского актера это была первая роль в русском фильме, которую он давно хотел сыграть.

Интересное противопоставление "настоящего мира" и спецэффектов отметил Лунгин в современном кино. Сам он не любит искусственности, избегает съемок даже на студии и всегда старается выходить на улицу, работать в реальных квартирах и в реальной обстановке. Но современная компьютерная графика способна создавать красивые, удобные для режиссера миры, и, возможно, говорит Лунгин, в будущем вся киноиндустрия разделится на два потока: "старое" кино, снятое в реальном мире, и новое кино. Но нет никакой уверенности, что люди всегда будут выбирать новое, успех черно-белого фильма "Артист" ("Оскар") тому подтверждение. Ведь главное в фильме - эмоция, а не спецэффект.

Эмоцию в "Дирижере" передает, конечно, музыка. В этом фильме она не оформление, а то, что было первично. В результате в кино происходит "алхимическое объединение бытового сюжета и духовной музыки. Слившись, они создали что-то третье". Это свойство звука Лунгин использует и в своем новом проекте - современном триллере по опере Чайковского "Пиковая дама".

В ходе беседы читатели затронули актуальную тему состояния современного российского кино, его поддержки государством, а также спросили об условиях для появления талантливых молодых актеров и режиссеров. Плохие фильмы, которые у нас снимают, по мнению Лунгина, - продукт общественного сознания. "С тех пор как бизнесмены поняли, что вниз катиться гораздо легче, чем взлетать вверх, поток этого низкого "искусства" существует и будет тянуть людей вниз", - отметил режиссер.

Эта проблема может быть решена только на государственном уровне, как это происходит в Европе. И хотя Лунгин признает большую помощь, которую оказывает Министерство культуры молодым талантливым режиссерам, у нас этого все равно оказывается недостаточно из-за завышенной стоимости фильма. А настоящее кино, по его мнению, должно сниматься за копейки, почти бесплатно, на энтузиазме.

Лунгин уверен, что в России есть достаточно талантливых молодых режиссеров и актеров, но им предоставлено очень мало возможностей, чтобы проявить себя. Но вообще, он уверен, что наша главная проблема не актеры и даже не режиссеры, а сценаристы. "Мы живем в мире банальных сюжетов и дурных диалогов", - говорит Лунгин. И то, чего действительно не хватает современному кино, - это не деньги, а, прежде всего, идеи. Мы перестали удивлять, и именно это нам стоит преодолеть в себе в первую очередь, заключил режиссер.

Выбор читателей