Медведеву отвертеться не удалось

Слившись в тесных объятиях с "Единой Россией", Медведев теряет право на собственную идеологию: он должен будет следовать догме "охранителей" либо инициировать партийный переворот. На что, прямо скажем, вряд ли способен


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Уходящий президент Дмитрий Медведев в четверг дал последнее большое телеинтервью, в котором сообщил, по сути, одну-единственнную новость: он не только займет предложенный ему на этой неделе Владимиром Путиным пост председателя "Единой России", но и вступит в партию. Таким образом, Медведев станет первым в новейшей истории России партийным премьером.

По иронии судьбы впервые о том, чтобы внедрить в России общемировую практику, при которой премьер-министром становится лидер правящей партии, заговорили в 2006 г., когда обсуждались различные варианты "третьего срока" для Путина. Теоретически контроль над "Единой Россией" должен был позволить ему сохранить власть даже в случае отказа от президентских полномочий. Но как показала практика, контроль обеспечивают совсем другие механизмы. И даже возглавив формально "Единую Россию", Путин ухитрился не вступить в партию. Это позволило ему в ходе президентской кампании сравнительно легко отрясти с ног своих прах теряющей популярность партии и непринужденно вернуться к роли общенационального лидера.

Медведеву отвертеться от членства не удалось. Хотя на самом деле он имеет с "Единой Россией" намного больше идеологических и стилистических разногласий, чем Путин: на протяжении всего своего президентского срока Медведев выступал скорее как оппонент, а не идеолог партии - пытался взаимодействовать с оппозицией, критиковал "Единую Россию" и говорил о необходимости ее обновления. Роль Медведева в качестве нового лидера партии абсолютно неочевидна. "Единая Россия" изначально создавалась как приводной ремень вертикали власти, непосредственно подключенный к ее источнику. Поэтому команды партия получает из администрации президента. При президенте Медведеве центр управления "Единой Россией" начал постепенно смещаться в сторону Белого дома: от замглавы кремлевской администрации Владислава Суркова к вице-премьеру Вячеславу Володину. Что и подтвердила их недавняя рокировка: Суркова перевели в Белый дом, а Володин занял его место. После возвращения Путина в Кремль он только закрепит свое неформальное кураторство над партией власти.

Поэтому Медведев в качестве лидера "Единой России" просто обречен на роль декорации. Более того, она ставит под вопрос его будущее в качестве премьера. Медведев уже много раз давал понять, что не намерен превращаться в технического премьера – напротив, рассчитывает создать автономный центр влияния, выработки новой стратегии развития страны, а в будущем готов снова претендовать на роль президента. Он неоднократно давал понять, что состав правительства будет радикально обновлен, в него придут новые люди, которые принесут с собой новую идеологию. Но, слившись в тесных объятиях с "Единой Россией", Медведев теряет право на собственную идеологию: он должен будет следовать догме "охранителей", либо инициировать партийный переворот (на что, прямо скажем, вряд ли способен).

Во вчерашнем интервью по поводу состава будущего правительства Медведев говорил уже о необходимости сохранить баланс между обновлением и преемственностью, сохранив посты за действующими министрами по крайней мере на год – два. А в "Единой России" дают понять, что рассчитывают: партия будет представлена в будущем правительстве.

Границы самостоятельности будущего премьера станут очевидны уже в ближайшие дни, когда определится состав нового Кабинета министров. По данным "Коммерсанта", обещанная Медведевым кадровая революция пока откладывается: правительство Медведева не будет существенно отличаться от правительства Путина.

Косвенно это подтвердил и сам Медведев, заступившись в своем телеинтервью за главу МВД Рашида Нургалиева, уже практически "уволенного" наблюдателями: хотя тот и несет ответственность за все происходящее в системе МВД, но отставка министра чревата коллапсом всей системы управления, объяснил Медведев.

По данным "Коммерсанта", сохранят свои посты и большинство остальных министров – в том числе и министр здравоохранения Татьяна Голикова, которой в последнее время прочили верную отставку, а также преемник Кудрина Антон Силуанов. Должность первого вице-премьера останется за Игорем Шуваловым, а глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина получит пост "социально-экономического" вице-премьера, сохранив за собой и свое нынешнее ведомство. Останется в правительстве и вице-премьер Игорь Сечин, утверждает издание.

Одной из ключевых перестановок, по информации "Коммерсанта", станет назначение на пост главы МВД нынешнего руководителя Госнаркоконтроля Виктора Иванова. Также ожидается смена руководителя ФСБ Александра Бортникова, который может уйти в Совет безопасности. То есть на самом деле самые принципиальные перестановки пройдут в "президентских" ведомствах – министерствах и службах, чьи кадровые вопросы решает непосредственно глава государства. Медведеву же придется работать с кабинетом, который он в значительной мере унаследует от Путина. Если это произойдет, шансы нового премьера превратить правительство в автономный центр влияния стремятся к нулю.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей