Власть на местах созрела для модернизации

Собянин проверил ход работ по благоустройству дворов и парков в Москве и увязал этот вопрос напрямую с реформой местного самоуправления. Многие вопросы люди должны решать сами, считает мэр, и эксперты с ним в этом согласны




В Москве полным ходом идет благоустройство дворовых и парковых территорий. Как ведутся работы, накануне вечером лично проверил мэр Москвы Сергей Собянин, осмотревший двор на Башиловской улице и поговоривший с местными жителями. Во время визита представители мэрии напомнили, что все работы по благоустройству территорий в 2012 г. должны быть завершены до 25 августа.

Мэр напрямую увязывает вопрос благоустройства территорий с реформой местного самоуправления, о чем на днях заявил в интервью телеканалу "ТВ Центр". Депутаты на местах должны отстаивать мнение жителей и вместе с ними принимать решения по благоустройству территорий, объяснил он.

Собянин назвал инициированную им реформу, в рамках которой муниципальные депутаты получат значительно больше контролирующих прав и смогут влиять на работу управы "настройкой власти", благодаря которой эта власть должна исполняться максимально эффективно на каждом уровне.

И привел пример того, как это работает: "Был не так давно на благоустройстве одного из небольших парков. Там разгорелась дискуссия - делать в этом парке выгул для собак или нет. Серьезный вопрос. Можно посмеяться. Но для жителей, которые каждый день туда ходят и отдыхают с детьми, а кто-то с собаками, он имеет актуальное значение. И какая-то часть за, какая-то часть против. Тебя припирают к стенке и говорят: будет или не будет. Я говорю: будет. А другие говорят: нет, нам не надо. Ну, хорошо, не надо. Другие: нет, нам надо. Хорошо, депутаты местного самоуправления стоят - вы вместе соберитесь и проголосуйте. Мне все равно - будет там эта площадка или не будет. Такой простенький пример, но таких примеров набирается очень много. И брать на себя ответственность принять такое решение я не могу".

Эксперты реформу самоуправления считают нужной инициативой. "Уже давно и эксперты, и люди, заинтересованные в развитии местного самоуправления в России, говорили о том, что в Москве местного самоуправления нет. И от этого больше всего теряет город. Когда органы государственной власти формируют бюджет и сами определяют, куда этот бюджет потратить, и сами же принимают ход работ, то достаточно трудно сделать так, чтобы в этом процессе не было злоупотреблений", - приводит РБК слова председателя Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Светланы Заворотневой.

Эксперт обращает внимание на такую деталь реформы, как право отзыва главы управы. Это достаточно эффективный рычаг, которым можно воспользоваться и добиться хороших результатов, убеждена Разворотнева. Но при этом отмечает, что и самим депутатам придется многому учиться, чтобы понимать процессы, которые они собираются контролировать.

В свою очередь, исполнительный директор Общероссийского Конгресса муниципальных образований Виктор Панкращенко также считает, что органы самоуправления в Москве наделены очень малым объемом полномочий, и необходимо этот круг полномочий расширять. "Я думаю, что здесь основная проблема - это именно объем этих полномочий. Предложенный мэром Москвы вариант мне кажется достаточно конструктивным. Речь, я думаю, в первую очередь, идет о депутатах. У сегодняшних муниципалитетов какого-то собственного аппарата нет, его не предполагается расширять. Так вот для того, чтобы не заниматься увеличением числа чиновников, предложено начать расширение тех функций, которые могут выполнять муниципалитеты в их нынешнем состоянии, в нынешнем депутатском корпусе. Дальше, очевидно, по мере того, как этот процесс начнется, нужно уже будет анализировать и ставить вопрос о том, куда двигаться дальше", - отмечает он.

Полезной инициативу Собянина считает и руководитель аппарата Комитета Госдумы по федеральному устройству и вопросам местного самоуправления Игорь Бабичев: "Много было критики в адрес местного самоуправления в Москве, потому что его, по сути дела, нет. Граждане были отчуждены не только от публичной власти, но и просто от участия в обеспечении собственных благ на той территории, где они проживают. Поэтому, конечно, привлечение граждан и модернизация, скажем так, системы местного самоуправления в Москве с расширением ее публичности, прозрачности, заслуживает самого большого приветствия".

Напомним, согласно плану Собянина, в ходе реформы муниципальные депутаты получат ряд новых полномочий, которые будут сопоставимы с функционалом их коллег из прочих российских регионов. В частности, в их компетенцию войдут вопросы работы ЖКХ, благоустройства и безопасности строительства.

Решение о реформе назрело на фоне роста гражданской активности, показавшего, что общество готово к большему участию в управлении государством. Поэтому в мэрии решили, что важно не только дать жителям города возможности выбирать своих представителей, но и наделить этих самых представителей более существенными, чем раньше, полномочиями. Потенциал развития Москвы не в унификации, а в разнообразии ее 125 районов, уверены в мэрии.

Теперь муниципальные депутаты получат право утверждать перечень работ по благоустройству парков, скверов и дворов жилых домов, а также по выборочному капитальному ремонту жилых домов. При этом они смогут входить в комиссии, занимающиеся приемкой работ, требовать отчета о текущей работе по содержанию дома с учетом мнения его жителей и обращаться по его результатам в Мосжилинспекцию или префектуру для принятия мер.

Муниципальные избранники теперь смогут сами согласовывать схемы размещения некапитальных объектов и строительство любого типа гаражей, а также объектов местного значения, чья площадь не превышает 1 тыс. кв. метров. В случае, если объект строится за счет местного бюджета, то будет согласовываться выбор участка, если участок выставляется на торги или строительство ведется инвестором на участке, находящемся в собственности, будет согласовываться градостроительный план земельного участка.

Новые функции местные депутаты получили и в сфере контроля и влияния на органы исполнительной власти. Они будут обсуждать кандидатуры, предлагаемые префектом на замещение должности главы управы и заслушивать ежегодные доклады руководителей различных ведомств региона. Депутаты, помимо прочего, получат право отправлять в отставку главу управы (Если для принятия этого решения будет получено две трети их голосов).

Реформа коснулась и полномочий местных депутатов в финансовой области. До конца этого года на благоустройство дворов и капремонт жилых домов планируется направить свыше 20 мрлд руб. (в среднем, 164 млн на район). Еще 5,5 млрд уйдут на парки и скверы.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей