Почему российские волонтеры не волонтеры вовсе

Заграничные представления о волонтерстве, как оказалось, входят в прямое противоречие с российским менталитетом


Волонтеры во время сбора гуманитарной помощи для отправки в Крымск. ФОТО: ИТАР-ТАСС



Во вторник в Москве прошла III Всероссийская конференция "Корпоративное волонтерство как инновация и управление переменами". На мероприятии были представлены доклады руководителей волонтерских программ крупнейших российских и зарубежных компаний, а также данные социологических опросов.

В результате выяснилось, что заграничные представления о волонтерстве входят в прямое противоречие с российским менталитетом. Например, за рубежом главной целью корпоративного волонтерства открыто объявляется "повышение положительного имиджа компании и узнаваемости". Также, по словам руководителя группы развития и консультирования CAF в России Марины Мухиной, волонтерство "поддерживает систему корпоративных ценностей", "предоставляет сотрудникам возможность самореализации", "помогает в развитии лидерских качеств, ответственности, креативности".

Многие спикеры конференции предлагали следующие модели внедрения корпоративного волонтерства в России: волонтерам надо отдавать предпочтение при приеме на работу, им необходимо выделять дополнительные выходные, выписывать премии, внушать всем сотрудникам, что "волонтерство – это такая элитная деятельность" и так далее.

Все это вызвало возмущение у другой части присутствовавших. Их позицию примерно выразила председатель совета НП "Юристы за гражданское общество" Дарья Милославская: "Все это хорошо, но при чем тут помощь ближнему? Если за "доброе дело" тебе дают выходной или премию, то какое же это волонтерство? Когда сотрудника коммерческой компании в рабочий день отправляют "побыть волонтером", то это называется не "помощь ближнему", а "перевод на другой фронт работ в связи с производственной необходимостью".

И эти вопросы, в общем-то, логичны, когда целью своей волонтерской деятельности компания ставит вполне коммерческое "повышение положительного имиджа компании и узнаваемости".

Большая часть российских компаний, как выяснилось на конференции, выбирает самый банальный метод благотворительности: закупает что-то хорошее и везет в детский дом. При этом помогать больным старикам многие компании не желают, считая это занятие менее имиджевым.

Говорили на конференции и о скандальном законопроекте о волонтерстве. Оказалось, что Дарья Милославская принимала участие в разработке законопроекта, и ей сейчас "нисколько не стыдно". По ее словам, законопроект был разработан задолго до событий в Крымске и никакого отношения к самостоятельным волонтерам не имеет и иметь не может: "Закон касается только тех волонтеров, которые занимаются волонтерской деятельностью по поручению различных организаций".

Допустим, некий банк дает волонтерам денег на поездку в Крымск. Согласно новому (пока не принятому) закону, они должны заключить с банком договор. "Иначе он возьмет деньги, а поедет в другое место – скажет, я решил там поволонтерить. Если же кто-то сам по себе пригласил своих друзей и поехал, никто ему ничего говорить не будет – это его личное дело", - пояснила Милославская.

Заодно она напомнила о том, что, по действующему российскому законодательству, волонтерами считаются только те, кто принимает участие в организации Олимпийских и Паралимпийских игр. Все остальные – никакие не волонтеры, а простые добровольцы.

Что же касается опросов, то сейчас среди сотрудников-волонтеров в российских компаниях 72% – женщины и только 28% – мужчины. При этом 80% сотрудников компаний заявили, что не могут волонтерствовать из-за отсутствия времени. Видимо, у женщин времени в три раза больше.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей