Не будите в обывателе зверя

Безудержное "Вперед!" полезно притормаживать опасливым "Как бы хуже не вышло". И именно в этом состоит задача обывателя в любом обществе в любой точке мира


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Нет сегодня участи горшей, чем отсутствие не то что своего мнения о пении в храме, партстроительстве и судьбах страны, но даже и знания о новостях в этих областях. Бьющиеся не на жизнь, а на смерть в социальных сетях френды, стоящие по разные стороны баррикад, друзей, постящих в оное время котиков и вопрошающих: "Где можно недорого поесть в Венеции?", дружно подвергают остракизму и переименовывают в "хомячков", сиречь – обывателей.

А обыватель – это плохо. Это мы знаем с детства, от наших родителей, которые тоже усвоили урок в юном возрасте. Тогда это называлось мещанством. Фикус у окна, гитарные страдания, гадание на картах, рюшечки и бомбошечки – все это мещанство. Как-то в юности прочла я, кажется, у Василия Розанова, о то, что, дескать, нет ничего более мещанского, чем картинка супругов, сидящих у окошка с фикусом – но именно ради них ведутся в мире войны и философские диспуты, делаются открытия и пишутся книги. Я была возмущена до глубины души. Как?! Получается, я со своими амбициями – всего лишь инструмент удовлетворения желаний соседки Шурки, чьи мечты не простирались далее покупки воротника из чернобурки?

Вот и новые поколения, читая у Михаила Булгакова о домике за рекой для Мастера и Маргариты, рассуждают о том, что, конечно же, это жалкая замена настоящего счастья. "Они не заслужили счастья. Они заслужили покоя".

"Я заслужила покоя", – говорю я себе, принимаясь за очередную работу заполночь, которая еще немного приблизит меня к моей мечте – домику. И речка недалеко имеется. И еще – понимание того, что Розанов прав.

"Кто в молодости не был революционером – у того нет сердца. Кто в старости не стал консерватором – у того нет мозгов", – фраза, приписываемая Уинстону Черчиллю. И хотя сам политик поступил наоборот, соль афоризма – в том, что безудержное "Вперед!" полезно притормаживать опасливым "Как бы хуже не вышло". И именно в этом состоит задача обывателя в любом обществе в любой точке мира: служить не тормозом, но своеобразной системой устойчивости на крутых исторических поворотах.

И именно сейчас, когда мы, похоже, входим в очередной такой вираж, не стоит возмущаться тем фактом, например, что большинство населения, как показывают опросы общественного мнения, хоть и недовольно властью, но бунтовать не хочет. Это хорошо, что не хочет. Потому что во времена, когда перемены назрели, для их свершения вовсе не нужны усилия всего общества – наукой доказано, что достаточно 5% активистов. Заставлять активно участвовать обывателя, всегда уверенного, что "новые не лучше старых", в таком случае просто опасно.

Потому что во времена, когда желание перемен выдается за действительность, разбуженный обыватель просто недовольно рыкнет на тех, кто "раскачивает лодку", да повернется на другой бок. А в момент исторического перелома разбуженный, злой с перепугу обыватель из "новых" обязательно выберет того, кто пообещает ему величие, не слезая с печи. Или не вылезая из пивной. Ровно так к власти в Германии пришел Гитлер.

В общем, не будите в обывателе зверя. Пусть постит себе котиков. Потому что обыватель, как и представители семейства кошачьих, мил и обаятелен только до тех пор, пока спит и видит во сне свой домик с фикусом.


Обсудить на Facebook
Опрос

Выбор читателей