"Единой России" показали черную метку

Сигнал тревоги для единороссов прозвучал: на запасный путь заводится партия, которая сможет оперативно подменить "Единую Россию", если ее рейтинг совсем просядет


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Полпред президента в Уральском федеральном округе, бывший начальник цеха Уралвагонзавода и сопредседатель движения "В защиту человека труда" Игорь Холманских критикует "Единую Россию". В программе движения, проведшего на этой неделе в Тюмени свою первую конференцию, утверждается: партия власти "в силу своей элитарности не отражает во всей полноте интересы трудящихся России", так как "среди членов этой партии почти отсутствуют рабочие, крестьяне, фермеры, инженеры".

Движение "В защиту человека труда" было создано полгода назад (учредительная конференция прошла в феврале) и немедленно поддержало кандидатуру Владимира Путина, баллотировавшегося на пост президента. По окончании выборов проект не заглох, как можно было ожидать, и даже претендует на общероссийский статус. Ранее предполагалось, что на базе движения будет создана политическая партия, однако от этих планов решено временно отказаться.

И немудрено: объявление о создании Холманских собственной партии ознаменовало бы переворот в государственной политике партстроительства. До сих пор единственной партией, в которой позволено состоять высокопоставленным чиновникам, была "Единая Россия". Во власти еще как-то терпят бывших представителей других политструктур (губернатор Никита Белых входил в СПС, а глава Владимирской области Николай Виноградов – в КПРФ), хотя даже их пример – скорее исключение, чем правило. Но все попытки чиновников развивать собственный партийный проект до сих пор были заведомо обречены на неудачу – можно вспомнить, чем закончился подобный эксперимент для бывшего председателя Совета Федерации Сергея Миронова.

Можно было предположить, что движению "В защиту интересов труда", делающему ставку на сознательный пролетариат, уготована роль спойлера коммунистов. По крайней мере, Холманских пытается играть на этом поле, о чем красноречиво свидетельствует его последняя инициатива – о возвращении звания "Герой Труда" и медали "За трудовое отличие". Но как-то так получилось, что мишенью для защитников человека труда все равно становится "Единая Россия". Причем не в первый уже раз.

В феврале – в разгар президентской кампании – Холманских обрушился с критикой на мэра Нижнего Тагила (и, разумеется, члена "Единой России") Валентину Исаеву. "Я считаю, что многие в городе не голосовали за "Единую Россию" только потому, что считали, что нельзя голосовать за партию, в которой состоит Исаева. Я считаю, что Исаева, которая не справилась со своими обязанностями мэра, должна уйти из партии, за которую я голосую, и из власти", негодовал в открытом письме тогда еще начцеха Уралвагонзавода. По сведениям "Коммерсанта", в движении не исключают возможности полного дистанцирования от партии власти. И хотя на местных выборах в октябре движение собирается поддерживать кандидатов от "Единой России", сигнал тревоги для единороссов прозвучал: на запасной путь заводится партия, которая сможет оперативно подменить "Единую Россию", если ее рейтинг совсем просядет.

Похожий сценарий был реализован в ходе президентских выборов. Бывший лидер "Единой России" Владимир Путин дистанцировался от партии, сформировав свои избирательные штабы на базе Общероссийского народного фронта. Партию власти на выборах в Госдуму возглавил Дмитрий Медведев, а на майском съезде "Единой России" Владимир Путин торжественно передал Медведеву пост лидера ЕР. Тогда же партия отказалась от выдвижения депутатов на муниципальных выборах в столице (как и президентские, они были назначены на 4 марта 2012 г.), во всех районах представители власти шли как самовыдвиженцы.

Но отмашку на создание полноценной партии Холманских из Кремля пока не получил: судя по всему, окончательно решение о судьбе "Единой России" еще не принято и вокруг партии сохраняется интрига. Дмитрий Медведев занялся реформированием: единороссы осваивают праймериз, ротацию и выборы на тайной основе – все эти механизмы повышения внутрипартийной конкуренции должны "омолодить" партию и придать ей новый импульс.

Правда, импульса может банально не хватить: например, предложенный Медведевым вариант ротации членов генсовета партии (10% в год) означает, что его состав хотя бы наполовину обновится только через пять лет. Такие темпы модернизации означают, что "Единая Россия" вряд ли будет демонстрировать динамизм и адекватную реакцию на резко меняющуюся политическую ситуацию. Но ребрендинг хорош уже тем, что освобождает Путина от формальных обязательств перед партией, поддерживавшей его на протяжении многих лет. Одновременно начинают формироваться новые движения, которые политически ориентированы на Путина, но сохраняют дистанцию от "Единой России". Как показал пример Народного фронта, организация таких движений в масштабный конгломерат – дело нескольких недель.

В "Единой России" предпочитают расценивать демарш Холманских как "банальное идеологическое недоразумение". Но, похоже, речь идет о вполне осознанном выборе. И это снова тот случай, когда делать его будет один-единственный человек.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей