Москвичам все сложнее прокормиться

Жители столицы не только переплачивают за продукты, но и питаются хуже, чем европейцы. Причина тому – нехватка магазинов в многомиллионном мегаполисе, считают эксперты




В Москве слишком мало магазинов, поэтому жители столицы переплачивают за продукты питания 30% сверх их реальной стоимости. Обескураживающую цифру сообщил на этой неделе заместитель мэра Москвы Андрей Шаронов. А узнал он ее из специального исследования, проведенного экспертами авторитетной международной компании Nielsen по заказу московского правительства.

Дефицит касается абсолютно всех видов торговли. По сравнению, например, с Берлином, в российской столице втрое меньше магазинов повседневного спроса и в 4,4 раза - магазинов у дома. Даже в Санкт-Петербурге на 1 тысячу жителей приходится в 4,3 раза больше гипермаркетов, чем в Москве. В Барселоне один рынок приходится на 31 тысячу человек, без учета ярмарок, в Москве один рынок на 270 тысяч человек – в девять раз меньше. Появившиеся в последние годы ярмарки выходного дня (они работают уже на 140 площадках) многих граждан выручают, но ситуацию в целом не спасают – что такое полторы сотни площадок для многомиллионного мегаполиса.

Между тем 62% горожан привыкли и хотят совершать покупки повседневного спроса ежедневно, что предполагает наличие магазинов "шаговой доступности". Кому охота после рабочего дня тащиться с нагруженными сумками через весь город? А иного выхода зачастую нет. Да и в выходные москвичи вынуждены отправляться за покупками в другие районы или в торговые центры возле МКАД, тратя драгоценные часы отдыха на стояние в пробках или в очередях возле касс. К слову о районах, в плане обеспеченности торговыми площадями между ними тоже огромная пропасть: где-то густо, где-то пусто. Так, например, торговая сеть в районе Арбата в 100 раз шире, чем в Восточном Дегунине.

Закономерно, что в сложившейся ситуации выигрывают торговцы. Отсутствие конкуренции создает "рынок продавца", который устанавливает высокие цены, при этом не особо заботясь о создании специальных условий для хранения продуктов. В результате москвичи не только тратят лишние деньги, но и питаются хуже, чем те же европейцы: калорий они потребляют столько же, но черпают их из менее полезной пищи. Жители российской столицы больше едят полуфабрикатов, а вот свежих продуктов им не хватает. Например, из 300 сортов рыбы, добываемых в России, на московских прилавках можно купить лишь три десятка, да и то, в основном, замороженной.

С непродовольственными товарами ситуация еще плачевнее. Не случайно москвичи, часто выезжающие за границу, уже давно приспособились закупать одежду, обувь, высокотехнологичные устройства и многое другое в западных странах. И при всем при этом в Москве сосредоточено 17% всего товарооборота России.

Кстати, несколько лет назад функцию магазинов "шаговой доступности" успешно выполняли киоски. И когда началась борьба с ними, эксперты предупреждали, что ничего путного из этой затеи не выйдет, именно потому, что нет киоскам альтернативы. В пылу сражений ряд из них преобразились и устояли, но многие предпочли закрыться. В очередной раз власть пожинает плоды своих поспешных решений. Впрочем, об этой странице истории сегодня чиновники предпочитают не вспоминать, у них новые масштабные планы.

Исправлять ситуацию городские власти намерены с помощью новой концепции торговли, согласно которой к 2017 г. на тысячу жителей должно приходиться 1200 кв м. торговых площадей. А вместо киосков будут развиваться современные нестационарные формы торговли, например, вендинг – торговля через автоматы. Сейчас их около 15 тыс, к концу 2017 г. должно стать около 90 тысяч. И это не предел: в Париже таких автоматов - 120 тыс., в Токио - 500 тысяч. Обещают создать и крупный продуктовый рынок. И тогда в столицу хлынут мелкие сельхозпроизводители со всей России со своей дешевой продукцией, которые пока не могут сюда пробиться. Но это планы. А пока москвичи потуже затягивают пояса, ибо экономисты все настойчивее угрожают кризисом, да и инфляция растет опережающими темпами.

Выбор читателей