На западе Москвы открылся портал в прошлое

Сумасшедшей красоты советский спорткар 30-х годов, выпущенный в единственном экземпляре, покорил посетителей "Олдтаймер-галереи", а магнитофоны "Шарп" и "Сони" заставили многих смахнуть ностальгическую слезу


Красавец "ЗИС-101-Спорт"
ВСЕ ФОТО



Конец сентября стал праздником для любителей ретроавтомобилей и другой технической старины. В "Крокус-Экспо" на днях завершила свою четырехдневную работу XX "Олдтаймер-галерея", являющаяся одной из самых крупных и представительных технических ретровыставок. Многие посетители воспринимают ее как своеобразный портал в прошлое: "Олдтаймер" позволяет окунуться во времена детства и юности их самих, их родителей и бабушек с дедушками.

У входа на выставку посетителей встречал кабриолет Opel Admiral 1938 года. В истории этой модели есть все: триумф на берлинских автосалонах, тяжелые дороги Восточного фронта, автобазы Министерства обороны СССР, и как финал – роль шпионского автомобиля: в кинематографе Opel Admiral был первым в этой ипостаси.

Сенсацией "Олдтаймера" стал воссозданный спорткар "ЗиС-101-Спорт", считавшийся самым мощным и самым красивым советским автомобилем 30-х гг., правда, будучи построенным в единственном экземпляре. Для советского автопрома создание этой машины было сопоставимо с полетом человека на Луну. В коллективе создателей "ЗиС-101-Спорт" никому не было и тридцати. Инженеры конструкторского бюро экспериментального цеха Завода им. Сталина Владимир Кременецкий, Анатолий Пухалин, Николай Пульманов, Валентин Ростков все свободное от основной работы время посвящали проекту спортивного автомобиля, оставаясь после смены у чертежных досок. Долгое время проект существовал только на бумаге, но на счастье молодых инженеров в 1938 г. в СССР намечался громкий юбилей - 20-летие ВЛКСМ, с полагавшимися по такому случаю социалистическими обязательствами и подарками к славной дате. На заводе им. Сталина молодежь организовала целое движение по подготовке трудовых подарков под лозунгом "Родине-матери - в честь 20-летия ВЛКСМ". Родстер и стал самым главным из них. 17 октября 1938 года о "ЗиС-101-Спорт" написала "Комсомольская правда", и про необычный подарок узнала вся страна. Однако громкая слава обернулась полным забвением: побыв в роли подарка, родстер оказался никому не нужным.

"Олдтаймер-галерея" известна повышенным интересом к раритетным образцам военной техники, причем не только автомобильной. Нынешняя выставка не стала исключением. На этот раз вниманию посетителей был представлен исключительно натуралистичный стальной макет легкого колесно-гусеничного танка БТ-7 (быстроходный танк – 7), созданного для участия в съемках кинофильмов о Великой Отечественной войне. БТ-7 выпускался с 1935 г., его корпус собирался из броневых и стальных листов, преимущественно сварным способом – в этом было основное отличие "семерки" от предшественников. Именно этот танк стал гордостью автобронетанковых войск РККА в предвоенные годы, поскольку в наибольшей степени соответствовал представлению о танках как о главной ударной силе сухопутных войск. На выставке был представлен "командирский" вариант танка с круглой антенной-поручнем, окаймляющей башню.

Изюминкой "Олдтаймера" стал прошедший в ходе выставки Фестиваль технических музеев, на котором с редчайшей коллекцией выступил Политехнический музей. Вниманию публики была представлена коллекция советских автомобилей в разрезе, ранее находившихся в хранилище. Дело в том, что после начала производства каждой новой модели "Москвича" или "Волги" один экземпляр обязательно разрезался продольно, и половинку отправляли в Политехнический музей. Подобная традиция не нова – автомобили и их части в разрезе демонстрировались еще на довоенных выставках, причем после войны попала в СССР и оказалась в хранилищах Политехнического музея часть экспонатов Берлинских автосалонов 30-х годов.

Музей Московского городского транспорта показал послевоенный МТБ-82. "Московский троллейбус, завод №82" – так расшифровывается его обозначение. Восемьдесят второй завод в Тушине, приписанный к министерству авиационной промышленности, выпускал троллейбусы до 1950 года. Основная масса машин этого типа была списана в конце 60-х – начале 70-х годов. Несколько сохранившихся МТБ-82 в городах СНГ в настоящее время являются музейными экспонатами.

Теплые чувства у выросших в 80-е годы прошлого века вызвала коллекция японских и американских стереомагнитофонов. Наличие подобной техники в советских семьях являлось первым признаком высокого достатка или причастности ее хозяина к немногочисленной категории "выездных". Стоимость магнитофона "Шарп" или "Сони" была сопоставима со стоимостью "Жигулей".

## ФОТО: Ольга Соколова #0 Олдтаймер-галерея 2012 #1 Олдтаймер-галерея 2012 #2 Олдтаймер-галерея 2012 #3 Олдтаймер-галерея 2012 #4 Олдтаймер-галерея 2012 #5 Олдтаймер-галерея 2012 #6 Олдтаймер-галерея 2012 #7 Cadillac 370D Fleetwood 1935 г. #8 Олдтаймер-галерея 2012 #9 Horch 830 BK 1936 г. #10 Hudson Eight 1936 г. #11 VW Transporter T1 1950 г. #12 Автобус "ЛаЗ" #13 Автомобиль "Маруся" #14 Артиллерийский тягач FIAT-SPA TM-40, Италия #15 В 80-е стоимость подобной аппаратуры была сопоставима со стоимостью "Жигулей" #16 "ГАЗ-69" #17 "ЗиС-101-Спорт" – самый мощный и самый красивый советский автомобиль 1938 г. #18 Инвалидка из "Операции Ы" #19 Кабриолет Opel Admiral 1938 г. #20 Легендарная "Ява" #21 Медицинские инструменты #22 Мотоциклы "Ява" #23 Общественный транспорт Страны Советов #24 Олдтаймер-галерея 2012 #25 Олдтаймер-галерея 2012 #26 Паровой насос #27 Прадедушка телевизоров – КВН #28 Предок Porsche Cayenne Steyr 1500A #29 Самоходная гусеничная мина Вермахта #30 Советский микроавтобус "Старт" #31 Советский танк БТ-7 #32 Уникальная коллекция аудиотехники 80-х годов #33 Ягуар Олдтаймер

Выбор читателей