От Медведева утекают финансовые потоки

Правительство, по всей видимости, лишится контроля за деятельностью бирж, фондов и страховых компаний. Идея исходит от самого президента. О ее причинах продолжают спорить эксперты, хотя истина, похоже, лежит на поверхности




Похоже, российские власти окончательно определились с идеей концентрации в одних руках контроля за финансовыми потоками, проходящими через биржи, фонды и страховые компании. По результатам прошедшего вчера круглого стола "Создание финансового мегарегулятора в России: от идеи до реализации" становится очевидным, что правительство все-таки лишится контроля над этими структурами. Практически не остается сомнений в том, что он будет передан мегарегулятору, создаваемому на базе Банка России. Также он должен будет осуществлять надзор за банковской системой.

Об этом, прежде всего, свидетельствует тот факт, что идею создания мегарегулятора поддержал сам президент страны Владимир Путин. "Я предлагаю банковскому и инвестсообществу, всем заинтересованным сторонам подключиться к обсуждению этого вопроса, - заявил он 2 октября на форуме "Россия зовет!". - Сделать это нужно оперативно. Вопрос кардинального улучшения системы регулирования давно назрел, и с его решением, конечно, лучше не затягивать".

Поспешность, с которой власти продвигают идею создания финансового мегарегулятора, удивляет многих экспертов. "Обсуждаемое сегодня решение о создании мегарегулятора, совершенно неожиданное для рынка. И расценивается как желание совместить несовместимое", - заявил вчера в ходе круглого стола руководитель отдела международных рынков капитала ИМЭМО РАН Яков Миркин.

Что касается Минфина, до здесь необходимость создания объясняют довольно просто. Между тем в Минфине идею мегарегулятора объясняют по-своему. "Практически у каждого банка, есть свой негосударственный пенсионный фонд, своя страховая компания, и компания по управлению активами, - пояснил в эфире радио "Эхо Москвы" замминистра финансов РФ Алексей Саватюгин. - То есть появляются финансовые холдинги, - объяснял он. - У них консолидированная отчетность одна, а регулируются они принципиально по-разному. Поэтому на протяжении многих лет возникали если не конфликты, то разногласия между ЦБ и ФСФР. Банки - крупнейшие игроки на биржевом рынке, именно банки, а не маленькие брокерские или дилерские компании. Они должны иметь лицензию участника рынка ценных бумаг. Кто у них главный регулятор? ЦБ или ФСФР. Кому они сдают отчетность? Кто их проверяет по манипулированию рынками, инсайду и так далее?"

По мнению ряда экспертов, основной целью создания новой финансовой мегаструктуры вполне могла оказаться попытка трудоустройства вошедшего в конфликт с нынешним премьером, но при этом остающегося достаточно близким к действующему президенту Алексея Кудрина. Учитывая большой опыт последнего в сфере управления финансовыми потоками, а главное - сохраняющееся доверие к нему со стороны Владимира Путина, подобная версия кажется довольно логичной.

Однако на днях сам Кудрин поспешил заявить, что не имеет к мегарегулятору никакого отношения, и никакие соответствующие предложения в его адрес не поступали. С другой стороны, данная идея может иметь под собой и несколько иные, причем более глобальные, причины. В последнее время создается ощущение, что российские власти, по крайней мере - Владимир Путин и его окружение, начинают осознавать приближающийся крах экспортно-сырьевой модели, лежащей в основе экономики страны. Это заставляет власти судорожно искать ей альтернативу и новые возможности контроля за экономической и политической стабильностью. И в этой ситуации, сосредоточение в одних руках контроля за всеми более или менее значимыми финансовыми потоками - дело далеко не последнее.

Выбор читателей