Жизнь в России сводит людей с ума

В нашей стране очень трудно оставаться психически уравновешенным. По словам специалистов, невротизация населения напрямую зависит от социальных условий и избытка информации




Десятого октября во всех развитых странах мира отмечают Всемирный день психического здоровья. В связи с этим редакция "Yтро.ru" организовала онлайн-интервью с известным психиатром-криминалистом, экспертом телешоу "Битва экстрасенсов" Михаилом Виноградовым. Круг обсуждаемых тем был весьма широк - от проблем домашнего насилия и причин безумия россиян до диагноза Pussy Riot и норвежского стрелка Брейвика.

Yтро: Михаил Викторович, сейчас во всем мире очень актуальна тема предотвращения домашнего насилия. На ваш взгляд, какие механизмы могут помочь справиться с этой проблемой? Может быть, России следует брать пример с Европы, где есть центры помощи пострадавшим, организуют шествия?

Михаил Виноградов: Проблема домашнего насилия была актуальной всегда, но никогда не была так представлена общественности, все скрывалось: и педофилы, и женщины/мужчины, которые совращают детей, и "бьет - значит любит" - наша старинная пословица, поэтому это тема не новая. Давайте посмотрим, как сегодня обычно ведет себя жертва: избитая женщина звонит в полицию, мужа в наручники... А дальше что? Он вернется и будет снова бить. И все повторяется вновь. Если говорить о Европе, я не согласен, что что у них дела обстоят лучше. Если вспомнить мужчину, который 20 лет держал в подвале дочь и насиловал ее, - это Европа. Нужны ли центры, шествия - я не готов сказать. Шествия выпускают пар, и больше ничего. А в центрах есть правовой вопрос, пришла женщина, ее успокоили, но идет она домой туда же, к тому же мужчине.

Есть много страшных историй. В Питере жена подложила в постель своему второму мужу собственную дочь, сама все снимала на видео, девочку три года не выпускали из дома, пока ей не удалось сбежать. Или мне вчера пришло письмо от мужчины. Он пишет, что его жена насилует дочь, и просит нас помочь. Как мы тут сможем помочь? Нужно обращаться в полицию, больше никто не может помочь. Это очень большая проблема, и, как ее решить, я не готов сказать. Эта проблема всегда замыкается на семейных отношениях, на наличии мужа, интимной жизни и многом другом.

Y: Подобные случаи говорят о полном отклонении от нормы, но есть ли в психиатрии единое определение нормы? Кто, как и по какой методике ее стандартизирует?

М.В.: Всемирная организация здравоохранения дает несколько расплывчатое определение - человечек психически здоровый социально адаптирован, соблюдает нормы, принятые в данной стране, в данном обществе. Золотого стандарта нет, есть грани, которые в одном обществе не приняты, в другом приняты. Посмотрим в прошлое. Была статья и сажали в тюрьму за гомосексуализм, сегодня в одной из европейских стран государством управляют два гомосексуалиста. Норма или нет? У нас тоже появились такие активисты. Появился новый подход. Поскольку гомосексуалисты стали усыновлять детей, их теперь в некоторых странах принято называть не "отец" и "мать", а "родитель №1" и "родитель №2". Что норма, а что нет - решайте сами.

Y: А как вы оцениваете "панк-молебен" Pussy Riot? Выходит ли их поступок за рамки социальной нормы?

М.В.: Есть такое понятие - соответствие уровня притязаний уровню возможностей. Когда мы об этом говорим, мы имеем в виду такие вещи: человек закончил институт, защитился, у него научные притязания. В нашей стране, когда рухнул СССР, на поверхность всплыли разные политики, которые хотели быть политиками, но в конечном счете не состоялись и ушли в небытие, будучи несостоятельными, они начали что-то делать, но не сумели. Вот и у этих девушек уровень притязаний высокий, а интеллект не позволил осуществить желаемое, зато они очень управляемые.

Я считаю, что наш суд совершил ошибку, их надо было отправить за решетку на месяц, заставить мыть туалеты и закончить эту историю. Мы создали прецедент и позволили им добраться до ООН, получать премии. Это то, что раньше называлось психопатией, сейчас это расстройство личности. Есть рассказы про англичанина, который ходил голым по улицам, его посадили в тюрьму, он вышел и снова ходит голым, отстаивая права нудистов. Я бы поставил их в один ряд.

Y: А что вы скажете о другом известном судебном прецеденте - деле Андерса Брейвика?

М.В.: Тут масса проблем, которые показывают извращенность европейского правосудия и того, как содержать заключенных. Брейвик уже в 16 лет наблюдался у психиатра, его растлевала мать, а отец сбежал от них. Брейвик психически нездоров, говорить точный диагноз я не берусь, так как не осматривал его. Но, по опубликованным данным, по его поведению на камеру и по многому другому можно сделать однозначный вывод о его психическом отклонении. Страна, которая создала ему санаторные условия по высшему разряду, - это страна политических и психологических извращенцев. Пусть подают на меня в суд, я так думаю. Сейчас Брейвик - флаг, которому подражают. Норвегия из психически больного человека сделала социального кумира.

Y: Расскажите, пожалуйста, что способно привести к таким психическим отклонениям? Что может спровоцировать болезнь?

М.В.: Психическое здоровье людей надо разделить на две части, первое - это эндогенное расстройство, зависящее от внутренних причин (шизофрения, эпилепсия и т. д.), количество таких заболеваний во всех странах одинаковое и не превышает 3% от населения. Все остальные расстройства невротического уровня зависят от социальных условий, пример тому - Россия. У нас резко изменена социальная среда, понятие социальных норм. Социальные изменения сильно влияют на невротизацию населения. Законы жизни в общества у нас постоянно меняются, изменилось понятие высшего образования, очень высокие запросы при низких доходах населения. Это все поднимает психическую напряженность населения, мы пока на третьем месте по этому уровню, можем подняться на второе.

Кроме того, сегодня появляется дополнительное напряжение для психики в связи с увеличением объема информации. Она дополнительным бременем ложится на психику. Телевидение, Интернет, музыка в плеере - все это создает очень большие проблемы для психики.

Y: И что вы можете посоветовать, чтобы обезопасить себя от постоянного стресса в городской среде?

М.В.: Мы либо поддаемся давлению социума и окружающей среде, либо сохраняем целостность своей личности. Есть хорошие фильмы, передачи, есть музыка, которая позволяет снять стресс. Это все дает человеку возможность расслабиться. Чтобы остаться нормальным человеком, продумывайте свой досуг.

Кроме того, много заболевших людей не понимают, что с ними происходит. Процент патологий в нашей стране примерно 67% от общего числа обращающихся к врачам общего толка - кардиологов, гастроэнтерологов и так далее. И люди очень обижаются, если им говорят: "Вам нужен психолог". Это проблема нашей страны. Весь мир считает престижным иметь семейного психолога, а мы создали отрицательный ореол психологии и психиатрии.

Выбор читателей