Москва: перезагрузка

Столица уже два года живет под управлением Сергея Собянина. У новой власти было достаточно времени, чтобы в спокойной рабочей обстановке благоустраивать город. Пришло время подводить первые итоги


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Прошло два года с тех пор, как кресло руководителя Москвы занял Сергей Собянин. Первоначальная шумиха вокруг его назначения давно утихла, у новой власти было достаточно времени, чтобы в спокойной рабочей обстановке благоустраивать город. Пришло время подводить первые итоги.

Эх, дороги...

Перезагрузке подверглись практически все ключевые сферы социально-экономического развития Москвы. Но, пожалуй, наиболее заметные преобразования произошли в транспортной сфере. С самого начала новый мэр объявил войну с пробками одной из ключевых задач столичного правительства.

Было решено отказаться от дорогих и амбициозных проектов, таких как строительство Четвертого транспортного кольца. Опорой новой транспортной стратегии стали проекты строительства хорд и реконструкции вылетных магистралей. Именно хорды, по мнению городских чиновников, в среднесрочной перспективе станут залогом беспрепятственного движения по городу и позволят существенно разгрузить центр. Уже введен в эксплуатацию участок северо-восточной хорды (от Шоссе Энтузиастов до Щербаковской улицы). Продвигаются работы по строительству участка северо-западной хорды (от Ленинградского до Дмитровского шоссе). В 2012 – 2013 гг. планируется достройка южной хорды до Варшавского шоссе.

Одновременно город ведет масштабную реконструкцию вылетных магистралей. Всего запланировано преобразование 19 из них. В течение 2011 – 2012 гг. велась активная работа на шести объектах: Ленинградском, Каширском, Варшавском, Дмитровском и Ярославском шоссе, а также на Шоссе Энтузиастов.

В общей сложности, по итогам двух лет в Москве отремонтировано более 47 млн кв. м дорожного полотна. Планируется, что в будущем году эта цифра прирастет еще на 22 млн кв. метров. При этом 25% дорог будут ремонтироваться по новым технологиям, и гарантийные сроки службы дорожного полотна составят пять лет вместо нынешних трех.

Не забыты и пассажиры городского общественного транспорта. Прежде всего, конечно, стоит упомянуть создание выделенных полос: на данный момент их общая протяженность составляет 88 км, к концу 2012 г. она должна вырасти до 181 километров. Специалисты подсчитали, что скорость наземного общественного транспорта после введения выделенных полос увеличилась на 30% (c 19 до 27 км/час).

Резко увеличились темпы строительства Московского метрополитена. За два года в Москве было введено 7,5 км линий метро и открыты четыре новые станции ("Борисово", "Шипиловская", "Зябликово", "Новокосино"). До конца 2012 г. в эксплуатацию будет введено еще 8,5 км линий и откроется две новых станции – "Алматинская" и "Пятницкое шоссе".

Важным итогом комплексного реформирования транспортной системы стало обновление подвижного состава общественного транспорта. Городом закуплено более 2 тыс. новых автобусов и троллейбусов, а также 80 вагонов метро. На сегодняшний день около 60% автобусов в Москве – низкопольные, что особенно удобно для пожилых людей, людей с ограниченными физическими возможностям, родителей с колясками.

До конца 2014 г. планируется полностью обновить подвижной состав наземного транспорта. Также в ближайшие годы в Москве будут введены 12 маршрутов скоростных трамваев и автобусов, по 10 направлениям будет построено более 239 км путей пригородного железнодорожного сообщения. Московскую окружную железную дорогу сделают пассажирской, она будет сопряжена с метро, что создаст единую систему пассажироперевозок.

Никто не забыт

Большое внимание столичные власти уделяют социальной политике. И, в первую очередь, таким важным сферам, как образование и медицина. Модернизации подверглась система школьного образования. Новая идеология московской школы полностью ориентирована на ученика, в ее основу заложен принцип обеспечения равных стартовых возможностей. Реализация данного принципа стала возможной благодаря внедрению обновленной системы финансирования школ, когда "деньги следуют за учеником".

Московские власти с гордостью констатируют, что больше не видят очередей в школы и детские сады. В разы увеличилось количество молодых педагогов. За два года был проведен капитальный ремонт более чем в 280 школах и 150 детских садах. Кроме того, реконструированы сотни спортивных площадок, все школы получили новейшее оборудование - интерактивные доски, компьютерные классы для начальных школ, ноутбуки для учителей. За последние два года средняя зарплата учителей выросла с 40 до 55 тыс. рублей.

Увеличились и доходы врачей. С 2012 г. в медицинских учреждениях Москвы начала действовать новая система оплаты труда. Согласно новым нормативам, зарплата руководителя медучреждения напрямую зависит от средней заработной платы по учреждению. Так что теперь главврач кровно заинтересован в том, чтобы весь подведомственный ему персонал – от уборщицы до заведующего отделением – имел хорошие оклады. По итогам 2011 – 2012 гг. средняя зарплата врача в Москве составляет 60 тыс. руб., а медработников среднего звена 45 – 50 тыс. рублей. Врач "скорой помощи" получает 79 тыс. руб., но уже к концу 2012 г. его зарплата вырастет до 84 тыс. рублей.

Власти стараются помогать медикам не только индексацией заработной платы. Так, за два года для городских учреждений здравоохранения было закуплено более 48 тыс. единиц специальной медтехники (КТ, МРТ, ангиографы, рентгено-диагностическое оборудование и др.), проведен капитальный ремонт более 100 учреждений здравоохранения. К декабрю 2012 г. все амбулаторно-поликлинические учреждения столицы будут иметь возможность использовать единую электронную регистратуру. Уже сейчас в 347 учреждениях установлен 591 терминал для самозаписи к врачу, а также во всех поликлиниках выделены отдельные телефонные линии для записи на прием.

Большая Москва – большая ответственность

Еще одним значимым проектом, получившим широкий общественный резонанс, стало расширение территории Москвы. Социально-экономическая политика города в полной мере распространяется на новых жителей столицы, и структурные подразделения городского правительства предпринимают все необходимые меры, чтобы в кратчайшие сроки обеспечить им равные возможности со "старыми" москвичами.

На присоединенных территориях проживают 77 тысяч льготников, 7,3 тысячи ветеранов ВОВ и более 20 тысяч ветеранов труда. Все они с 1 июля получают региональную социальную доплату к пенсии таким образом, чтобы она была равна городскому социальному стандарту (не менее 12 тыс. рублей.). Все семьи, расходы которых на услуги ЖКХ превышают 10% доходов, имеют возможность получать жилищную субсидию. Ветераны войн включены в программы по оказанию адресной поддержки.

На новых территориях ведутся активные работы по обеспечению пожарной безопасности и санитарной уборке. Уже вывезено 250 тыс. кубометров твердо-бытовых и бытовых отходов. 140 водоемов оборудованы для подъезда к ним пожарной техники, созданы 24 вертолетные площадки. Реконструируются дороги – асфальтовым покрытием на данный момент обеспечено 250 км. дорог, которые ранее было грунтовыми. Кроме того, начаты работы по улучшению качества водоснабжения и канализации на присоединенных территориях.

В ближайшее время будет запущен процесс модернизации десяти медицинских учреждений, расположенных на присоединенных территориях. В первую очередь, для них будут закуплены комплексы необходимой медицинской техники: ультразвук, рентген, лапароскопическая техника. На новых московских территориях начали работу 32 бригады "скорой помощи", оснащенные необходимым оборудованием. На вошедшие в московские округа школы будут распространяться московские стандарты финансирования (расходы на одного ученика вырастут с 44,2 до 76,7 тыс. рублей в год). На капитальный и текущий ремонт учреждений выделено более 370 млн рублей, на закупку продуктов питания во втором полугодии –115 миллионов.

Без тайн

За последние два года Москва стала одним из регионов-лидеров в сфере информатизации и повышения открытости власти. Это проявляется в упрощении доступа к экспертизе принимаемых решений общественных организаций, активистов и инициативных групп. В столице существенно расширены полномочия муниципальных депутатов, создана региональная Общественная палата. Для выражения публичной позиции власти инициировали проект по созданию аналога лондонского Гайд-парка в парке Горького и парке "Сокольники".

Широкое распространение получили электронные государственные услуги ("Портал государственных услуг Москвы") и другие онлайн-сервисы, призванные обеспечить вовлечение граждан в общественную экспертизу, процесс принятия решений. В 2012 г. впервые в Москве была организована исключительно электронная запись детей в первые классы школ и детские сады.

Популярностью у москвичей пользуются городские информационные порталы ("Наш город"; "Doroga.mos.ru" и др.), через которые жители города могут влиять на благоустройство дворов, качество предоставления медицинских услуг. В целях повышения прозрачности городской финансово-экономической политики был реализован уникальный онлайн-проект "Открытый бюджет".

И, наконец, важным достижением в сфере предоставления услуг москвичам стала программа создания многофункциональных центров (МФЦ), где жители могут в режиме одного окна получать более тысячи госуслуг. До конца 2012 г. в Москве будет функционировать 56 таких центров.

Выбор читателей