Чиновники выбирают между хлебом и валютой

Чиновники из Минсельхоза просят не ограничивать экспорт зерна из России, невзирая на рост цен на продовольствие. Если зерновое эмбарго так и не будет введено, отечественным игрокам зернового рынка гарантирована хорошая прибыль в валюте


ФОТО: АР



Правительство РФ снова поставлено перед дилеммой – сделать все для обеспечения продовольственной безопасности, поставленной под угрозу из-за засухи, или, невзирая ни на что, сохранить за страной статус одного из крупнейших экспортеров зерна. Судя по последним заявлениям правительственных чиновников, скорее всего они выберут второй путь. Как сообщает РИА "Новости" со ссылкой на министра сельского хозяйства РФ Николая Федорова, аграрное ведомство выступает против введения эмбарго на экспорт зерна.

Впервые о возможности запрета экспорта зерна из России в сентябре заявил глава Минэкономразвития Андрей Белоусов. "Вопрос о закрытии экспорта зерна - это вопрос динамики внутренних цен на зерно. Сейчас мы наблюдаем эту тенденцию... При таких тенденциях вполне возможно, что правительство примет решение об ограничении экспорта зерна", - заявил министр, отметив, что такое решение может быть принято уже этой осенью.

По словам Белоусова, цены на пшеницу третьего класса выросли за последний год с 5 до 8 тысяч рублей. "К концу года мы ожидаем, что это будет девять с лишним тысяч», - отметил глава Минэкономразвития. По его словам, для российского правительства приоритетна ситуация на внутреннем рынке зерна. "Мы должны посмотреть, где цены остановятся, где эта точка равновесия, куда все это уйдет. Мы просто обязаны защитить внутренний рынок, у нас в этом отношении не может быть никаких иллюзий. Мы не допустим скачка цен на зерно, соответственно на продовольствие, на мясо", - заявил Белоусов.

Напомним, что в последний раз экспортное эмбарго по зерну действовало с 15 августа 2010 года по 1 июля 2011 года. В том сельскохозяйственном году из-за аномальной засухи погибло около трети урожая. В настоящий момент ситуация на зерновом рынке также продолжает оставаться довольно тревожной. По данным Минсельхоза, вследствие летней засухи посевы погибли в 22 субъектах страны. В 20 из них: Калмыкия, Татарстан, Башкортостан, Чеченская, Тува и Хакасия, Ставропольском и Алтайском краях, Волгоградской, Ростовской, Оренбургской, Саратовской, Курганской, Челябинской, Омской, Ульяновской, Томской, Новосибирской, Кемеровской и Брянской областях был введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера. Здесь погибло 5,99 млн га посевов - около 8% от общей посевной площади. Сильнее всего от засухи пострадали российские житницы - Сибирь, Поволжье и Кубань.

Летняя засуха серьезно скорректировала прогнозы относительно урожая. В конце весны Минсельхоз надеялся, что сбор зерна достигнет рекордных прошлогодних показателей - 94 млн тонн. Теперь прогноз по урожаю зерновых сужен до 72 - 73 млн тонн. Несмотря на это, внутренние потребности страны удастся обеспечить на 100%, экспортный потенциал составит 10 - 14 млн тонн.

По словам Николая Федорова, "прямой ущерб у них, по нашей оценке, составляет около 21 млрд рублей". При этом министр отметил, что его ведомство продолжает подсчитывать ущерб. Однако крах прогнозов относительно рекордного урожая, равно как и предостережения главы Минэкономразвития, не повлияли на экспортные устремления российских аграриев. Последние продолжают выражать уверенность, что Россия может экспортировать свои зерновые излишки без особого риска роста цен на хлеб на внутреннем рынке.

Так, в конце сентября заместитель министра сельского хозяйства РФ Илья Шестаков заявлял, что не согласен с позицией Андрея Белоусова относительно возможности введения зернового эмбарго. По его словам, причин ограничения экспорта зерна нет. "Мы категоричные противники введения любых ограничений на экспорт. В принципе такой институт эмбарго существует, но он используется крайне редко, только в случаях катастрофического кризиса в стране. Никаких предпосылок к такой оценке ситуации в России нет", - заявил министр сельского хозяйства РФ.

По его словам, сейчас страна на 100% обеспечивает внутренние потребности в продовольственном и в фуражном зерне. Более того, у России есть переходящий запас в объеме 20 миллионов тонн. "Введение ограничений всегда бьет по интересам потребителей. Это обязательно выведет нас на повышение цен на продовольствие. Как только страна объявляет ограничение, если страна - существенный игрок на мировом продовольственном рынке, а мы уже стали заметными игроками, сразу взлетает цена на это вид зерна в мире. Это сразу отражается на фьючерсных контрактах на поставки продуктов питания. И насколько взлетает цена на мировом рынке - настолько же взлетает цена для потребителя", - отметил Николай Федоров.

В качестве примера он привел эмбарго на вывоз зерна из страны в 2010 году. "Мы сказали хлеборобам - зерно не продавайте, храните его в амбарах. В результате, по нашим оценкам, крестьяне России потеряли несколько миллиардов долларов, потому что не смогли продать эту продукцию. В результате они стали банкротами из-за невозможности вернуть кредиты", - отметил министр. По его словам, Минсельхоз намерен "цивилизованными" способами сдерживать и регулировать цены.

Очевидно, что в сложившейся ситуации руководство Минсельхоза пытается любыми способами отстоять интересы российских аграриев, для которых на сегодняшний день на международном рынке сложилась более чем благоприятная конъюнктура. Мировые цены на зерно и другие продовольственные товары продолжают расти. В большинстве стран-экспортеров сельскохозяйственной продукции случилась либо засуха (США, Россия, Австралия), либо чрезмерно дождливое лето (Европа). В итоге производство продовольственной пшеницы в этом году, по предварительным оценкам, снизилось на 5,2%, а фуражных сортов зерна – на 10%. Мировые запасы продовольствия оказались на рекордно низком уровне и продолжают снижение. Согласно прогнозам министерства сельского хозяйства США, в 2013 г. запасы зерна уменьшатся на 13%, кукурузы – на 11%, достигнув "дна" 2007 года, когда произошел предыдущий мировой продовольственный кризис.

В том случае, если зерновое эмбарго так и не будет введено, отечественным игрокам зернового рынка гарантирована хорошая прибыль в валюте. Что же касается роста цен на продовольствие внутри России, то зерновое эмбарго, конечно же, поможет избежать особо выраженных всплесков, но уберечь от роста цен как такового оно в любом случае не в силах.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей