"Порше" и "БМВ" меняют на вино и рис

Западные автомобильные концерны несут убытки в Европе и один за другим сокращают там свое производство. Тем временем развивающиеся страны проявляют завидную изобретательность в изощренном протекционизме


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Автопром – точный барометр экономической погоды – показывает ненастье на Западе и ясный горизонт на Востоке, в том числе в России. По нему видно также, что во всем мире усиливается ветер протекционизма.

Западные автомобильные концерны несут убытки в Европе и один за другим сокращают там свое производство. Так, Ford Motors подсчитал, что его европейские предприятия принесут в этом году убытков на $1,5 млрд и решил закрыть сразу три европейских завода – один в Бельгии и два в Великобритании. При этом лишатся работы почти шесть тысяч человек, а на смежных предприятиях еще большее число рабочих мест окажется под угрозой. На российском рынке эти сокращения никак не отразятся: производственные площадки СП Ford Sollers во Всеволожске и Набережных челнах относятся к числу успешных предприятий концерна, и в будущем году он планирует увеличить выпуск и продажи своей продукции в РФ.

Намерены сократить или уже сокращают производство в Европе также Volvo, Opel, Peugeot Citroen. Последний, в частности, объявил о планах ликвидировать 8 тысяч рабочих мест во Франции. Правда, недавно он получил от правительства семимиллиардные гарантии и, возможно, пересмотрит свои планы. Несколько лучше на этом фоне чувствует себя крупнейший в Европе автопроизводитель – Volkswagen AG. В течение восьми месяцев этого года он удерживал динамику продаж на европейских рынках в плюсе (0,2%, в основном за счет Германии), однако в сентябре и он зафиксировал 8%-е снижение. При этом общемировые продажи VW по данным за три квартала выросли на 10,6% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (до рекордных 4,21 млн автомобилей).

По данным Европейской ассоциации производителей автомобилей, продажи авто в странах ЕС сокращаются месяц от месяца уже целый год: в сентябре они снизились на 10,8%. Европейский авторынок, По оценкам IHS Automotive, ЕС переживает сильнейший спад за последние 20 лет. По видимому, Европа нуждается в серьезном сокращении автомобильных производств: во-первых, долговой кризис резко (и надолго) уменьшил платежеспособный спрос, а во-вторых, европейских производителей сильно потеснили конкуренты из Азии.

Тем временем на азиатских рынках ситуация совершенно иная. Они – главным образом, конечно, крупнейший в мире китайский авторынок – служат отдушиной для европейских производителей. Так, VW за три квартала этого года продал в странах АТР на 16,4% больше автомобилей, чем за аналогичный период 2011 г.: 1,62 млн штук, 97,5% из которых – в КНР. Daimler ожидает, что портфель его автокредитов в Китае увеличится к 2014 г. вполовину (до €18 миллиардов).

Впрочем, коррективы в развитие китайского авторынка сейчас вносит большая политика, а именно – спор между Китаем и Японией о территориальной принадлежности островов Дяоюйдао (Сэнкаку). Выражая свое негодование покупкой Токио этих островов у частных владельцев, китайцы объявили бойкот японским товарам. Вследствие этого в сентябре продажи автомобилей "Тойота" в КНР упали вдвое; по прогнозам экспертов, в оставшиеся месяцы года японский автоконцерн ожидает в КНР 40%-е сокращение продаж по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но беда в том, что львиная доля "Тойот", предназначенных для китайского рынка, производится на японских заводах в Китае. Таким образом, бойкотируя японскую продукцию, китайцы снижают показатели своей же экономики. Из-за этого в сентябре продажи автомобилей в КНР сократились на 1,8% по сравнению с сентябрем 2011 г., впервые с начала года показав отрицательный рост в годовом исчислении. Впрочем, по итогам года китайский авторынок все-таки вырастет – не менее, чем на 5%.

Хорошие перспективы сулит производителями автомобилей Бразилия. Согласно прогнозам IHS Automotive, в текущем году продажи автомобилей там вырастут на 8,6% и достигнут 3,28 млн машин. Автогиганты спешат закрепиться на растущем бразильском рынке. Например, VW планирует инвестировать в развитие своего производства в Бразилии €3,4 млрд: аналитики концерна прогнозируют, что местный авторынок вырастет к 2018 г. почти на 50%.

Россия также относится мировыми автогигантами к числу растущих и весьма привлекательных рынков: за три квартала этого года легковых машин в стране было продано на 14% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом, например, VW увеличил продажи на 56%. Однако наиболее активно увеличивают свое присутствие на российском рынке китайские производители: Great Wall за девять месяцев увеличил продажи на 118%.

"Традиционные" российские автопроизводители тоже наращивают продажи, хотя и отстают в этом от иностранных конкурентов. Так, "АвтоВАЗ" за три квартала 2012 г. продал своей продукции всего на 1,8% больше, чем год назад. Вместе с тем у него большие планы: по словам губернатора Самарской области Николая Меркушкина, завод собирается в недалеком будущем производить миллион автомобилей в год. Правда, имеющиеся производственные мощности предприятия позволяют ему выпускать только порядка 800 тыс. автомобилей в год, а спрос на его продукцию сейчас составляет лишь около 600 тысяч.

Россия, как и другие страны в ее положении, стремится помочь своим производителям в битве за растущий рынок. Делать это непросто: страна только что вступила в ВТО и в течение семи лет обязалась снизить импортный тариф на автомобили с 25% до 15%. Ничего! Был введен "утилизационный сбор", вмиг увеличивший стоимость растаможки нового автомобиля на 5 – 7 процентных пунктов. Конечно, западные производители недовольны, но что делать? Вон, наши партнеры по БРИКС жонглируют тарифами куда более смело. Например, Бразилия в этом году повысила ввозную пошлину на автомобили на 30 процентных пунктов, и теперь она составляют 55%, а Индия объявила о намерении поднять свою пошлину до 60%.

Впрочем, в дальнейшем Россия, возможно, будет вести себя более аккуратно в таких вопросах, чтобы не нарываться на международные арбитражные иски. Недавно РСПП в рамках разработанного им комплекса мер по адаптации экономики к условиям ВТО предложил шире использовать такие методы поддержки автопрома, как субсидирование ставок по автокредитам и тарифов на перевозку автомобилей (разумеется, только отечественного производства) по стране, а также снижение фискальной нагрузки на автозаводы.

Некоторые страны проявили куда большую изобретательность в "изощренном протекционизме". Например, Аргентина обязала зарубежных поставщиков закупать в стране товары местного производства по принципу "доллар за доллар". И вот уже экспортеры "Порше" приобретают "взамен" аргентинское вино, а за "БМВ" будут "расплачиваться" рисом и изделиями из кожи. Они уверены, что даже такая игра за растущий рынок стоит свеч. Более того, производители нередко придумывают ответные ухищрения. Например, готовые дорогие машины подвергают разборке, чтобы в таком виде отправить в страну назначения под видом "машинокомплектов" и, соответственно, по гораздо меньшей ставке импортного тарифа. Там организуется их вторичная сборка – и автомобиль премиум-класса готов. Согласно информации Financial Times Deutschland, BMW организовал такие "производства" в России (Калининградский "АвтоТОР"), Индии, Египте, Малайзии и Таиланде, а VW – в Малайзии и Индонезии.

Выбор читателей