Найдено противоядие от роста цен

Россияне экономят на дорогостоящих покупках, но не отказывают себе в повседневных тратах. За последние семь лет число семей, которые могут позволить себе любые расходы, увеличилось втрое


Фото из архива ИТАР-ТАСС



Россияне перестали бояться роста цен. По крайней мере, инфляция больше не является причиной для затягивания поясов, как это было пять – десять лет назад. Правда, на крупных покупках экономить стали чаще: кризис заметно охладил потребительский бум. Но зато в повседневных тратах сегодня граждане особо не скупятся. Таковы данные свежего исследования холдинга "Ромир".

В октябре специалисты компании задали россиянам вопрос о том, как их семьи справляются с ростом цен. Были опрошены тысяча респондентов в возрасте от 18 до 50 лет и старше, проживающих в городах с населением от 100 тысяч и выше, то есть представители взрослого, экономически активного городского населения. Полученные результаты сопоставили с данными семилетней давности – аналогичный опрос проводился в 2005 году. Оказалось, что за прошедший период втрое увеличилось доля респондентов, которые уверяют, что могут позволить себе любые расходы. Впрочем, и менее обеспеченные категории граждан стали чувствовать себя свободнее в финансовом плане.

Наиболее ощутима, как правило, продовольственная инфляция. Но если семь лет назад 37% опрошенных заявляли о том, что рост цен на продукты заставляет их пересматривать семейный бюджет в пользу увеличения трат на еду, то в этот раз таких оказалось всего 20%. Только 8% участников исследования заявили, что из-за роста цен им приходится отказываться от покупки некоторых продуктов питания. Семь лет назад такой ответ давали 17% респондентов. Сегодня 17% – это показатель в низкодоходной группе; в других доходных группах на еде экономят лишь 4% – 7%.

Наиболее популярным способом борьбы с инфляцией в 2012 г. стал отказ от дорогостоящих покупок и трат: крупная бытовая техника, поездки и т.д. Этот пункт в опросе оказался единственным, выросшим в процентном соотношении, причем почти в два раза: семь лет назад такую стратегию выбирали 14% респондентов, сегодня – 27%. При этом особых различий по полу, возрасту, образованию и, что самое примечательное, доходу исследователи не выявили. Понятно, под "крупными расходами" представители различных доходных групп имеют в виду различные по стоимости приобретения, но тенденция отказа от покупок, сразу пробивающих заметную брешь в бюджете, явно общая.

А вот экономия на одежде и развлечениях имеет ярко выраженный молодежный характер. В группе от 18 до 24 года показатель по этому варианту ответа равен 31%, тогда как среди горожан старше 45 лет – только 18%. Очевидно, что в бюджете молодых семей одежда и развлечения занимают более значимые позиции, чем в бюджетах семей "со стажем". Люди более зрелого возраста обычно в меньшей степени подвержены влиянию моды и реже обновляют гардероб, да и по клубам не ходят. Соответственно, эти расходы не так велики, чтобы их сокращение могло служить основным способом противостояния росту цен. Материальное благосостояние в данном случае также оказывает ощутимое влияние: 34% тех, кто обозначил свой доход как "низкий", и только 16% из тех, у кого доход "высокий", из-за инфляции вынуждены экономить на одежде и развлечениях. В общей сложности, этот вариант ответа выбрали 23% участников исследования против прежних 25%.

Порадовало авторов исследования увеличение в два – три раза доли благополучных (с точки зрения материального обеспечения) семей: 15% участников опроса заявили, что зарабатывают достаточно, чтобы не отказывать себе ни в чем. Рост числа обеспеченных граждан подтверждается и оценками других исследовательских групп, полученными на основании других методик.

Выбор читателей