Россияне отрастили мощные пессимизаторы

Мы, конечно, мужественно шутим на тему конца света: покупать зимние сапоги или в осенних доходим? Однако стоит заговорить о перспективах – бизнеса, работы, цен, – все немедленно становится плохо




Мир усилено готовится к плохим временам. "Вестник апокалипсиса" Нуриэль Рубини потрясает финансовые рынки своими прогнозами. Политики ЕС и США регулярно намекают, а то и заявляют прямо, что их терпение скоро кончится, а с ним – и та финансовая поддержка, которую они готовы оказывать национальным экономикам. Российские власти спорят о том, на сколько упадут цены на нефть и вырастет инфляция. Все, включая бабушек у подъезда, знают, что впереди – финансовый обрыв, новая волна кризиса и девятый вал национальных дефолтов.

Правда, экономические показатели стран, первыми вошедших в кризис (например, США), не только перестают ухудшаться, но и местами показывают признаки улучшения. Цены на нефть находятся на уровне, о котором до 2008 г. можно было только мечтать. Безработица падает, а спрос на жилье, вместе с ценами, растет. Но матерые экономисты объясняют, что это судороги умирающей экономики, вызванные денежными вливаниями властей. И почему-то никто не вспоминает старую добрую истину: кризис всегда приходит неожиданно.

Между тем буквально на днях опубликован российский индекс предпринимательской уверенности за ноябрь. Так вот, он впервые за последние месяцы вышел в плюс. То есть предпринимателей, которые ждут в ближайшие месяцы успеха в делах, стало больше, чем пессимистов. Возможно, предприниматели, не дождавшись обещанного на этот год кризиса, решили, что конца света не будет. Но гораздо интереснее другое: в плюс индекс вывели средние по величине предприятия. Лидеры нашей экономики пребывают в глубоком унынии; и это при том, что все объективные показатели весьма неплохи – спрос растет, загрузка производственных мощностей достигла максимума с 2009 г., цены на сырье и комплектующие, наоборот, перестали дорожать. В общем, живи и радуйся. А радости нет.

Столь же безрадостны и мы, обыватели. Нет, мы, конечно, мужественно шутим на тему конца света 21 декабря: покупать зимние сапоги или в осенних доходим? Однако стоит заговорить о перспективах – бизнеса, работы, цен и проч., – немедленно включается "пессимизатор". И вот уже мы уверяем себя и друзей, что загадывать на будущее незачем, потому что все хорошее должно кончиться вот-вот.

Мы не замечаем, что маститые аналитики обещают кризис "на следующий год" уже третий год подряд. Не замечаем, что многие из нас за эти годы сделали карьеру и получили весомую прибавку к зарплате. Нас не радуют новые машины, дачи, квартиры и шубы. Мы ждем кризиса.

Нет, я не буду опровергать ни авторитетных "вестников Апокалипсиса", ни объективных факторов, вроде растущего государственного долга многих стран. Хотя нелишне будет заметить, что государственные долги в течение всей человеческой истории служили причиной дефолта крайне редко – и российский дефолт 98-го стоит в этом списке редкостей. А также то, что многие экономисты прогнозируют некоторое замедление мировой экономики в 2013 – 2014 гг., не более того. А некоторые и вовсе считают, что очередной спад наступит чисто циклически, примерно через семь лет после предыдущего, то есть, в 2014 – 2016 годах. Что, согласитесь, неприятно, но не смертельно. Или, как говорила бандерша в известном анекдоте: "Ужас, конечно, но не ужас-ужас-ужас".

Однако мне хотелось бы отметить другое: шараханье от каждого куста и дутье на воду отнюдь не безобидно. Когда крупные компании ждут кризиса, они не делают инвестиций. Они стараются "положить яйца в разные корзины", одной из которых является вывод капитала за рубеж. Когда бизнес ждет кризиса, он не нанимает персонал. Когда граждане ждут кризиса, они не делают инвестиций в свое будущее: не берут ипотеку, не вкладывают сбережения в фондовый рынок, не совершают приятных, но не обязательных трат. В результате всех этих "не" падает спрос, ухудшается ситуация в промышленности – и предприниматели, получив подтверждение своих страхов, еще больше "подмораживают" бизнес.

Интересно, подсчитает ли кто-нибудь когда-нибудь потери от ожидания ужаса?

Выбор читателей