Сколько стоит пробка на трассе "Россия"

Транспортный коллапс на М10 привел к огромным убыткам как самих перевозчиков, так и отправителей и получателей грузов. Покрывать их будут потребители


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Российские автоперевозчики начинают подсчитывать убытки от трехдневного стояния на трассе М10 "Россия", связывающей Москву и Санкт-Петербург. По данным журнала Forbes, растянувшаяся почти на 200 км гигантская пробка, в которой одного только коммерческого грузового транспорта скопилось примерно 4 тыс. единиц, влетела транспортным компаниями как минимум в $5 - 6 миллионов.

На этом убытки, понесенные бизнесом от последних событий на М10, вовсе не исчерпываются. В неменьшей степени пострадали и получатели грузов. Положение их усугубляется тем, что задержки поставок, связанные формально с природными явлениями непреодолимой силы, рассматриваются как форс-мажор. А это значит, что компенсировать понесенные за счет поставщиков и перевозчиков убытки им вряд ли удастся.

"Сложившаяся на М10 ситуация сорвала около 50% поставок товара в наши магазины, расположенные в Северной столице, - цитирует Forbes заявление пресс-службы компании "MediaMarkt". - Часть товара была заказана под конкретные локальные промоакции магазинов, а также под национальную рекламу. Данная ситуация расценивается как форс-мажорная, и, несмотря на сбои в поставках, никаких штрафных санкций поставщикам предъявлено не было".

Нет оснований ждать чего-то хорошего и от государства. Реакция правительства на события на трассе "Россия" оказалась более чем странной. Вместо того чтобы разобраться, почему соответствующие службы и чиновники не предприняли необходимых действий по недопущению и предотвращению транспортного коллапса (вызванного не самым ужасным снегопадом), ответственность была переложена на самих водителей.

Предложение законодательно закрепить использование на грузовиках не существующей в природе зимней резины вызвало недоумение у специалистов. Если же перевозчиков все-таки обяжут использовать выпускающуюся в незначительных количествах и предельно дорогую псевдозимнюю резину, то при ее стоимости порядка 20 тыс. руб. за колесо, дополнительные расходы перевозчиков составят от 80 до 160 тыс. руб. - в зависимости от колесной формулы машины.

Стоит заметить, что столь серьезный транспортный коллапс произошел на М10 впервые за время функционирования дороги. Эксперты объясняют это резким ростом на ней грузового транспортного потока, вызванного сокращением грузопотока на параллельной ей железнодорожной ветке Москва - Санкт-Петербург. Сократить количество грузовых составов железнодорожникам пришлось из-за запуска по ней скоростного поезда "Сапсан". Значительная часть грузопотока была переадресована на обходную, более протяженную трассу. Возросшее время нахождения груза в пути заставило отправителей переориентироваться на автомобильный транспорт, что и привело к резкому росту грузопотока на М10.

Даже с учетом того, что автомобильные перевозки ощутимо дороже железнодорожных, для многих это решение оказалось экономически более выгодным. Однако последние события на трассе "Россия" и продемонстрированное нежелание властей заниматься поиском истинных причин возникшей проблемы могут внести свои коррективы и в это положение вещей.

Первым и единственным экономическим результатом тому станет пусть и незначительное, но подорожание товаров, перемещаемых по этой дороге. Транспортные и логистические компании будут вынуждены каким-то образом страховаться от подобных событий, что неизбежно отразится на их тарифах. Оплачивать эту страховку предстоит отправителям товаров и как следствие - его конечным потребителям.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей