"Одинокие деревья становятся крепкими"

В Москве прошла премьера постановки Королевского национального лондонского театра "Последняя из Хауссманов". В центре сюжета - стареющая бунтарка, не забывающая заветов хиппи до самой смерти


ФОТО: Catherine Ashmore
ВСЕ ФОТО



"Если одинокое дерево выживает, оно вырастает крепким", - англичане очень любят повторять эту знаменитую фразу Уинстона Черчилля. Она же стала главным лейтмотивом образа жизни пожилой бунтарки Джуди Хауссман в спектакле " Последняя из Хауссманов" Королевского национального лондонского театра. Премьера постановки прошла в среду вечером в Москве в "Формуле Кино Горизонт". Воплощение нации индивидуалистов, Джуди долгое время вращалась только в высших кругах, но после операции была вынуждена поселиться в своем запустелом особняке. Бабушка-хиппи, по-прежнему сердцем находящаяся где-то в 60-х, зовет за собой детей и внучку. После этого жизнь Джуди превращается в настоящую фантасмагорию: замкнутое помещение снимает все маски и обнажает самые больные раны общества, о которых не принято говорить открыто.

На детях Джуди стоит остановиться особо: если саму Джуди можно смело назвать подчас безрассудной бунтаркой, которая растеряла красоту, но не растеряла мудрость и умение трезво смотреть на жизнь, то ее отпрыски являют собой квинтэссенцию эгоизма. Дочь Либби - меняющая один объект обожания за другим. Она всегда найдет "общий язык" со своими пассиями, но никогда не может этого сделать с собственной дочерью. Второе чадо - гулящий сын Ник - ранимый гомосексуалист, любимчик матери, растративший весь свой талант на наркотики и алкоголь. К этой компании добавляются внучка Саммер - трудный подросток без тени улыбки на лице, пытающаяся (и достаточно умело) доказать свою ненависть ко всем окружающим, местный врач Питер, крутящий роман с Либби, разделяющий бунтарские интересы Джуди и желающий заполучить ее особняк, а также Дэниел - местный спортсмен, ставший объектом обожаний Ника и влекомый желанием к Либби.

Вся жизнь семьи и примкнувших к ним персонажей превращается в несколько месяцев практически беспросветного пьянства, ругани друг с другом и попыток разобраться в самих себе. В происходящем главная героиня корит себя - она сознательно в свое время оставила родительские чувства ради карьеры. Даже сейчас она продолжает ужесточать внутрисемейную атмосферу, зачастую сдерживая теплые эмоциональные порывы и продолжая обрекать себя на одиночество. Стереотип, что англичане лучше спрячут обиду в сердце, чем устроят скандал, - это не про Джуди. Бунтари остаются бунтарями до конца. Герои плетут интриги, изменяют, грубо ругаются и устраивают сцены, за которыми следуют короткие примирения. А после все по новому кругу.

Пожалуй, следя за жизнью Джуди, главный вопрос, который возникает, насколько оправданной выглядит сознательное охлаждение родительских чувств во имя собственной идеи. К чему ведет такая система воспитания и готов ли кто-то из нас построить крепость ото всех, чтобы свято следовать своим идеалам? Ограждение от всего мира и, по сути, разрыв семейных связей Джуди привели ее детей на то место, на котором они находятся. Конечно, отпрыски бунтарки и сами были бунтарями, но вот поставить ум и характер во главу угла смогла лишь их мать. Жажда причастности ко всему и одновременно стена от собственных детей - бесследно в итоге это не прошло и для нее самой.

Стареющая Джуди уйдет - но уйдет как истинная британка, не на йоту не отступившись от своих жизненных принципов до самого конца. Священный для нее рубеж личной независимости, возведение всего этого в культ - тот барьер, преодоление которого она оставила как ориентир новому поколению. И для этого не надо быть хиппи, а бунт - всего лишь способ воплощения идеи. Последняя из Хауссманов оставила свое наследие открытой книгой. Одинокое дерево стало крепким.

## Catherine Ashmore ©

Выбор читателей