Курс рубля
- Режим свободного падения: что ждет рубль в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
- Предсказано мощное падение доллара по двум причинам
|
"На основе этого документа должна формироваться долгосрочная бюджетная стратегия, федеральные и региональные программы, но нам нужно прикинуть, каковы будут оценки тех отраслей, где требуются значительные финансовые ресурсы или организационные усилия", - цитирует главу правительства РИА "Новости". Между тем стоящая перед правительством задача создания долгосрочной бюджетной стратегии серьезно усложнена целым рядом факторов как внутреннего, так и внешнего свойства. Прежде всего, это глобальная экономическая неопределенность, обусловленная продолжающимся мировым кризисом. Отдельным пунктом идут негативные явления, обозначившиеся в самой российской экономике, что существенно ограничивает любые возможности долгосрочного прогнозирования.
Однако все это не отменяет необходимости построения долгосрочной "дорожной карты", и в том, что таковая будет создана, не остается сомнений. "Долговременный прогноз помогает нашим институтам наиболее точно определить перспективные направления фундаментальных и прикладных исследований. Помогает нашим научным центрам, определяет будущую потребность в специалистах и помогает нашим российским и иностранным компаниям сориентироваться по стратегическим вопросам развития бизнеса в РФ, снизить риски при принятии долгосрочных инвестиционных решений", - добавил премьер.
Прогноз Минэкономразвития, который, предположительно, должен лечь в основу долгосрочной бюджетной стратегии, включает в себя три сценария: консервативный, инновационный и целевой. Консервативный сценарий характеризуется умеренными (не более 3,2%) долгосрочными темпами роста экономики на основе активной модернизации топливно-энергетического и сырьевого секторов при сохранении относительного отставания в гражданских высоко- и среднетехнологичных секторах. Согласно этому сценарию рост экономики будет снижаться с 3,7% в год (в период до 2015 г.) до 2,5% к 2026 - 2030 гг. а рост инвестиций будет постепенно снижаться от 7% (в период до 2015 г.) до 3,6% к 2025 - 2030 годам.
Инновационный, он же базовый, сценарий характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста и укреплением позиций России в мировой экономике. Сценарий опирается на создание современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний наряду с модернизацией энергосырьевого комплекса. В соответствии с этим сценарием, рост экономики снизится с 4% в год (в период до 2015 г.) до 3,8% к 2026 - 2030 гг., а рост инвестиций будет постепенно снижаться от 7,3% (в период до 2015 г.) до 4,8% к 2025 - 2030 годам.
Целевой, форсированный, сценарий предусматривает реализацию задач, поставленных в майских указах президента РФ по созданию и модернизации 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 г., увеличению объема инвестиций не менее чем до 25% ВВП к 2015 г. и до 27% к 2018 г., увеличению доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП к 2018 г. в 1,3 раза относительно уровня 2011 г., увеличению производительности труда в 2018 г. в полтора раза, а также увеличению к 2018 г. реальной заработной платы в 1,6 - 1,7 раза. При этом зарплата работников бюджетной сферы и научных сотрудников к 2018 г. увеличивается до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе.
Согласно этому сценарию, среднегодовые темпы роста ВВП повысятся до 5,4%, что позволит нарастить долю России в мировой экономике до 5,3% мирового ВВП к 2030 году. Очевидно, что основная ставка будет делаться на реализацию третьего - самого амбициозного и труднореализуемого сценария. Это объясняется тем, что только он соответствует задаче - добиться в ближайшее время стабильного роста ВВП не менее чем на 5% в год, - поставленной президентом и поддержанной премьером. Примечательно, что главной ее целью является не столько вывод страны на новый уровень экономического развития, сколько достижение и поддержание темпов экономического роста, необходимых для реализации прогнозируемых бюджетных расходов. В случае более низких темпов роста, потребуется сокращение ряда бюджетных расходов, что явно не стыкуется с планами государственного руководства.
Главная проблема современной российской экономики заключается в том, что в силу своих структурных особенностей демонстрировать высокие темпы роста она способна лишь в условиях растущих нефтегазовых цен. Ситуация, когда мировые цены на энергоносители сохраняются на высоком уровне, но не демонстрируют высоких темпов роста (по всей видимости, таковой она будет оставаться в среднесрочной перспективе), ведет к стагнации и замедлению темпов роста экономики РФ. В целом, подобная ситуация довольно точно описывается консервативным сценарием развития, который при нынешних условиях выглядит наиболее соответствующим действительности.
Каким образом правительство будет пытаться реализовать необходимый ему третий - форсированный - сценарий, пока не понятно. Увеличение объема инвестиций до 25% ВВП к 2015 г. и создание 25 млн современных рабочих мест возможно только при полной смене существующей экономической модели, а также ряде системных реформ, затрагивающих основы существующего политического устройства. Что в ближайшей и среднесрочной перспективе выглядит совершенно невероятно.
Вашингтон печется только о своих интересах
Российские военные активно продвигаются в этом направлении