Медведев приоткрыл завесу фантастического будущего

Правительство продолжает спешные попытки поиска "дорожной карты" долгосрочного экономического развития страны. Однако стоящая перед властями задача серьезно усложнена целым рядом факторов




Российское правительство продолжает спешные попытки поиска "дорожной карты" долгосрочного экономического развития страны. Как заявил председатель правительства РФ Дмитрий Медведев, основой для долгосрочной бюджетной стратегии страны станет прогноз долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2030 г., подготовленный Минэкономразвития.

"На основе этого документа должна формироваться долгосрочная бюджетная стратегия, федеральные и региональные программы, но нам нужно прикинуть, каковы будут оценки тех отраслей, где требуются значительные финансовые ресурсы или организационные усилия", - цитирует главу правительства РИА "Новости". Между тем стоящая перед правительством задача создания долгосрочной бюджетной стратегии серьезно усложнена целым рядом факторов как внутреннего, так и внешнего свойства. Прежде всего, это глобальная экономическая неопределенность, обусловленная продолжающимся мировым кризисом. Отдельным пунктом идут негативные явления, обозначившиеся в самой российской экономике, что существенно ограничивает любые возможности долгосрочного прогнозирования.

Однако все это не отменяет необходимости построения долгосрочной "дорожной карты", и в том, что таковая будет создана, не остается сомнений. "Долговременный прогноз помогает нашим институтам наиболее точно определить перспективные направления фундаментальных и прикладных исследований. Помогает нашим научным центрам, определяет будущую потребность в специалистах и помогает нашим российским и иностранным компаниям сориентироваться по стратегическим вопросам развития бизнеса в РФ, снизить риски при принятии долгосрочных инвестиционных решений", - добавил премьер.

Прогноз Минэкономразвития, который, предположительно, должен лечь в основу долгосрочной бюджетной стратегии, включает в себя три сценария: консервативный, инновационный и целевой. Консервативный сценарий характеризуется умеренными (не более 3,2%) долгосрочными темпами роста экономики на основе активной модернизации топливно-энергетического и сырьевого секторов при сохранении относительного отставания в гражданских высоко- и среднетехнологичных секторах. Согласно этому сценарию рост экономики будет снижаться с 3,7% в год (в период до 2015 г.) до 2,5% к 2026 - 2030 гг. а рост инвестиций будет постепенно снижаться от 7% (в период до 2015 г.) до 3,6% к 2025 - 2030 годам.

Инновационный, он же базовый, сценарий характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста и укреплением позиций России в мировой экономике. Сценарий опирается на создание современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний наряду с модернизацией энергосырьевого комплекса. В соответствии с этим сценарием, рост экономики снизится с 4% в год (в период до 2015 г.) до 3,8% к 2026 - 2030 гг., а рост инвестиций будет постепенно снижаться от 7,3% (в период до 2015 г.) до 4,8% к 2025 - 2030 годам.

Целевой, форсированный, сценарий предусматривает реализацию задач, поставленных в майских указах президента РФ по созданию и модернизации 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 г., увеличению объема инвестиций не менее чем до 25% ВВП к 2015 г. и до 27% к 2018 г., увеличению доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП к 2018 г. в 1,3 раза относительно уровня 2011 г., увеличению производительности труда в 2018 г. в полтора раза, а также увеличению к 2018 г. реальной заработной платы в 1,6 - 1,7 раза. При этом зарплата работников бюджетной сферы и научных сотрудников к 2018 г. увеличивается до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе.

Согласно этому сценарию, среднегодовые темпы роста ВВП повысятся до 5,4%, что позволит нарастить долю России в мировой экономике до 5,3% мирового ВВП к 2030 году. Очевидно, что основная ставка будет делаться на реализацию третьего - самого амбициозного и труднореализуемого сценария. Это объясняется тем, что только он соответствует задаче - добиться в ближайшее время стабильного роста ВВП не менее чем на 5% в год, - поставленной президентом и поддержанной премьером. Примечательно, что главной ее целью является не столько вывод страны на новый уровень экономического развития, сколько достижение и поддержание темпов экономического роста, необходимых для реализации прогнозируемых бюджетных расходов. В случае более низких темпов роста, потребуется сокращение ряда бюджетных расходов, что явно не стыкуется с планами государственного руководства.

Главная проблема современной российской экономики заключается в том, что в силу своих структурных особенностей демонстрировать высокие темпы роста она способна лишь в условиях растущих нефтегазовых цен. Ситуация, когда мировые цены на энергоносители сохраняются на высоком уровне, но не демонстрируют высоких темпов роста (по всей видимости, таковой она будет оставаться в среднесрочной перспективе), ведет к стагнации и замедлению темпов роста экономики РФ. В целом, подобная ситуация довольно точно описывается консервативным сценарием развития, который при нынешних условиях выглядит наиболее соответствующим действительности.

Каким образом правительство будет пытаться реализовать необходимый ему третий - форсированный - сценарий, пока не понятно. Увеличение объема инвестиций до 25% ВВП к 2015 г. и создание 25 млн современных рабочих мест возможно только при полной смене существующей экономической модели, а также ряде системных реформ, затрагивающих основы существующего политического устройства. Что в ближайшей и среднесрочной перспективе выглядит совершенно невероятно.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей