Россияне не могут отказаться от простых удовольствий

Граждане начинают экономить. Обеспеченные семьи стали отдавать предпочтение более крупным упаковкам, цена на которые в пересчете на килограмм или литр ниже, чем у мелкой фасовки


Фото из архива ИТАР-ТАСС



Россияне начинают экономить – такой вывод можно сделать из нового исследования Ромир. Рассчитываемый компанией индекс "Кофе с молоком" в январе ожидаемо снизился по сравнению с декабрем на 5% и опустился к уровню 746 пунктов. Но вот по сравнению с январем 2012 г. рост индекса составил всего 6,2% – и это самый маленький январский рост в годовом выражении за все пять лет измерений.

Напомним, индекс "Кофе с молоком" рассчитывается на основе данных скан-панели домохозяйств, а базой для расчета является динамика цен и объемов потребления четырех категорий товаров: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад. Названные товары нельзя назвать продуктами первой необходимости; по сути, они являются набором "простых удовольствий". При этом ценовой показатель "Кофе с молоком" в разных доходных группах отличается незначительно, также не было выявлено заметных различий у жителей разных типов городов. Получается, что индекс является объединяющим показателем для разных групп потребителей и фактически демонстрирует экономическую уверенность россиян.

Как отмечают исследователи, феноменами января стали снижение объемов покупок шоколада и резкий рост объемов приобретения кофе обеспеченными потребителями. С шоколадом все понятно: новогодние запасы и подарки еще себя не исчерпали. И резкое снижение объемов его закупок (почти на 30%) стало основным драйвером падения всего индекса. А вот активная покупка кофе столь же простому объяснению не поддается. По объему потребления в натуральном выражении семьи с высоким уровнем доходов приобрели почти в два раза больше кофе, чем семьи с низкими доходами. При этом средняя цена кофе, приобретенного группой наиболее обеспеченных респондентов, напротив, снизилась на 22%. В декабре, кстати, она тоже упала на 20%. Парадокс, судя по всему, объясняется тем, что обеспеченные семьи стали отдавать предпочтение более крупным упаковкам кофе, цена на которые в пересчете на килограмм ниже, чем у мелкой фасовки.

Аналогичная картина наблюдается и в сегменте бутилированной воды – в Москве, например, средняя цена ее приобретения в обеспеченной группе в январе оказалась на 30% меньше, чем в декабре. В других крупных городах наблюдалась та же картина. И в данном случае точно сказался эффект крупной тары, поскольку вода в полуторалитровой бутылке в пересчете на литр стоит в два раза дешевле, чем та же самая вода в бутылке емкостью 0,5 литра. Похоже, граждане всерьез задумались об экономии. Впрочем, говорить об этом с уверенностью можно будет лишь в том случае, если январские тенденции продолжатся в феврале и марте.

К слову, по сравнению с январем 2012 г. цены на бутилированную воду заметно выросли (+12%). В результате объемы ее приобретения (в литрах) за год снизились почти на 6%. Стоимость остальных продуктов практически не изменилась. Средняя реальная цена приобретенного кофе даже снизилась на 2% за год. А вот натуральные объемы его потребления, напротив, выросли на 11%.

По сравнению с декабрем колебания цен на продукты, входящие в индекс, не превысили 3% в ту и другую сторону и не оказали на конечный результат заметного влияния. Гипермаркеты в январе по сравнению с декабрем нарастили свою долю в продажах кофе, но снизили в продажах воды и шоколада. Супермаркеты понемногу сдали позиции по всем продуктам, кроме кофе. Дискаунтеры остались при своих долях. А магазины, торгующие через прилавок, нарастили свои долю везде, и особенно заметно – в продажах шоколада.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей