Ростовская область ставит на ГЧП

Госдума приняла проект федерального закона "Об основах государственно-частного партнерства в РФ". До этого первым регионом, в котором его обсуждение началось непосредственно "на местах", стала Ростовская область




В апреле текущего года Госдумой в первом чтении был принят проект федерального закона "Об основах государственно-частного партнерства в РФ". До принятия законопроекта во втором чтении первым регионом, в котором его обсуждение началось непосредственно "на местах", стала Ростовская область (РО). Это не удивительно, так как тема государственно-частного партнерства (ГЧП) для региона, делающего в настоящий момент акцент на активное привлечение инвестиций, является наиболее актуальной.

"Закон о ГЧП приобретает наверное первостепенную роль для всего нашего донского края, - пояснил в своем телеинтервью вице-губернатор Ростовской области Сергей Горбань. - В настоящее время с участием частного капитала в рамках партнерства планируется строительство более 40 инфраструктурных и социальных объектов на общую сумму свыше 50 миллиардов рублей".

По его мнению, федеральный закон о государственно-частном партнерстве позволит публичным и частным партнерам осуществлять проекты на условиях длительного взаимодействия, минимум на 15 - 20 лет. Это позволит преодолеть ограниченность бюджетного планирования, не предполагающего правового механизма выделения ассигнований для проектов ГЧП с длительным циклом реализации.

Не так давно в Ростове прошло совещание, целью которого стало обсуждение основных моментов разрабатываемого законопроекта. В нем приняли участие замминистра экономического развития РФ Сергей Беляков, вице-губернатор Ростовской области Сергей Горбань, руководители областных муниципальных образований, представители бизнеса и эксперты.

По словам Сергея Горбаня, самым важным фактором для инвесторов является стабильность. Поэтому, для того чтобы реализовать намеченные планы, необходимо создать условия, предполагающие взаимодействие в рамках партнерства как минимум на 15 - 20 лет. Вице-губернатор пояснил, что в настоящее время в бюджетной сфере отсутствует правовой механизм выделения ассигнований для проектов ГЧП с длительным циклом реализации.

"Важно определить порядок возмещения инвестору недополученных доходов в случае изменения федерального законодательства, - отметил Сергей Горбань. - Также необходимо внести изменения в бюджетный, налоговый, земельный кодексы и другие нормативные акты".

В свою очередь, присутствовавший на совещании замминистра экономического развития РФ Сергей Беляков напомнил, что, несмотря на то что частный бизнес готов вкладывать деньги в различные проекты, в том числе в социальной сфере, и на это есть спрос со стороны муниципальных и региональных властей, до сих пор многие из них не реализовывались на практике.

Первая причина тому, по его мнению, заключается в том, что власти не умеют договариваться с частными инвесторами об условиях реализации проектов, не могут формировать техническое задание и не готовы четко указать на то, какие гарантии возврата инвестиций могут быть предоставлены инвестору. Что касается второй причины, то она связана с отсутствием законодательства. "Во многих регионах приняты законы о ГЧП, однако самого партнерства нет, поскольку многое оспаривается прокуратурой, - говорит Сергей Беляков. - Законы о ГЧП как в России, так и в Европе, США, странах Латинской Америки предполагают изъятие из общих процедур, которые установлены законодательством. Но пока предмет ГЧП не определен на федеральном уровне, не понятно, почему предполагается упрощенный механизм проведения процедур, предоставления земельных участков. Это вызывает резонные вопросы у правоохранительных органов, и мы становимся заложниками того, насколько административный ресурс того или иного губернатора позволяет преодолевать сопротивление системы. Законопроект, который мы разработали, дает обеим сторонам понятный инструментарий, как реализовывать инвестпроекты с применением ГЧП".

По словам замминистра, это особенно важно в условиях нехватки бюджетных средств. С привлечением средств инвесторов могут быть построены такие объекты, как детские сады, медицинские центры, спортивные комплексы, транспортная и жилищно-коммунальная инфраструктура.

Также Сергей Беляков добавил, что сегодня в мире представлено от 9 до 11 видов ГЧП, в России же до недавних пор действовал только один вид - концессия, и это сдерживало приход инвестиций.

При всем при том, что принимаемый законопроект предполагает решение целого ряда важнейших проблем, в нем содержатся и спорные моменты, связанные с возможностью его реализации на практике. Так, серьезным ограничением любых инвестиций дотационных бюджетов может являться бюджетный кодекс, ограничивающий в этом случае инвестиции в ГЧП.

В ходе совещания это обстоятельство было отмечено Сергеем Беляковым. По его словам, поправки к закону во втором чтении связаны с увеличением цикла бюджетного планирования. Также при этом предполагаются поправки и в бюджетное законодательство.

Остается надеяться, что к своему последнему чтению законопроект обретет все необходимые черты действенного инструмента, позволяющего "ненефтяным" регионам эффективно решать задачи по привлечению инвестиций.

Выбор читателей