ВДНХ возвращается к сталинскому ампиру

За пару недель выставочный комплекс преобразился до неузнаваемости. Большинство ларьков либо уже снесены, либо сносятся. Кладется новый асфальт, демонтированы рекламные щиты


Фото: ИТАР-ТАСС/ Михаил Джапаридзе



Во вторник департамент культурного наследия правительства Москвы сводил журналистов на экскурсию на ВВЦ. Вернее, на ВДНХ – так теперь снова будет называться выставочный комплекс.

В ноябре 2013 г. ВВЦ указом президента РФ был передан в собственность города Москвы. А в январе 2014 г. на столичное правительство были возложены полномочия по государственной охране объектов культурного наследия, расположенных на территории ВВЦ.

Как признался министр правительства Москвы, руководитель департамента культурного наследия столицы Александр Кибовский, сделать еще толком ничего не успели: "Пока проводим ревизию объектов".

Впрочем, как показал пресс-тур, министр поскромничал: буквально за пару недель выставочный комплекс преобразился до неузнаваемости. Большинство ларьков либо уже снесены, либо сносятся. Кладется новый асфальт. Демонтированы рекламные щиты.

Главный архитектор Москвы, первый заместитель председателя столичного комитета по архитектуре и градостроительству Сергей Кузнецов провел для журналистов краткий экскурс в историю. Главные объекты ВДНХ были построены в 1937 – 1954 годах. С тех пор выставочный комплекс расширяли и достраивали, но далеко не всегда удачно. Поэтому сегодня перед Москвой стоит задача не просто убрать весь тот мусор, который нагромоздили на территории ВДНХ за последние 23 года, но и вернуть ему настоящий исторический облик 1950-х годов.

Что за достижения народного хозяйства будут размещать в отреставрированных павильонах, пока не ясно. Однако "торговать медом и салом посреди сталинского ампира неправильно", пояснил Кибовский.

Гуляющей публики на ВДНХ немного – покупать там уже нечего, а смотреть еще нечего. По территории разъезжают "КамАЗы" и асфальтоукладчики. Из полуразрушенных кафе выносят стулья, грустные нерусские люди сидят на пластмассовых стульях возле пустых ведер с надписью "шашлык".

"Это что за делегация?" – догоняет меня какая-то женщина. "Реставрировать будут, – объясняю я. – Приводить к облику 1954 года". "Давно пора!" – радостно восклицает женщина и куда-то убегает.

Журналисты тем временем пытают чиновников на предмет того, в какую сумму обойдется реконструкция. Озвучивается сумма в 13 млрд – столько готов выделить город. Всего же нужно около 60 млрд рублей. "У нас таких денег нет", – уверяет Кибовский. Но сдавать в аренду павильоны, которые "только что очистили", правительство Москвы не хочет. Не для этого очищали.

В павильоне "Космос" под огромным барельефом Гагарина организаторы пресс-тура проводят пресс-конференцию. Рядом испуганно жмутся продавцы саженцев. Все прекрасно понимают, что судьба их уже решена.

Руководитель департамента культуры правительства Москвы Сергей Капков говорит о ВДНХ как об "уникальном центре глобальной энергии". Александр Кибовский уверяет, что никакого новодела на выставке строиться больше не будет, а ошибки реконструкций 1970 – 1980-х гг. будут исправлены – Кибовский достал из папочки и показал чертежи сталинских времен.

Основу выставочного комплекса составит бывшая аллея республик СССР. Здесь одна из главных проблем – как договориться с соседями. Ведь в свое время павильоны были переданы "по назначению", и если Армения и Белоруссия свои павильоны недавно отреставрировали, то на фасаде павильона Украины растут деревья. И что с ним делать – непонятно. "Мы же не можем реставрировать чужую собственность", – констатировал Капков.

Выбор читателей