Украинский кризис угрожает немецкому машиностроению

Европейские производители жалуются на осложнение в бизнесе с Россией и снижение заказов из РФ, хотя реальных экономических санкций еще нет. Впрочем, помимо гипотетических угроз есть и объективные экономические причины


ФОТО: AFP



Секторальные санкции против России все еще остаются гипотетической угрозой, а европейские производители уже начинают подсчитывать реальные потери от одного лишь роста напряженности в отношениях ЕС с Москвой. Так, в немецкой машиностроительной отрасли количество заказов и заявок из Российской Федерации сократилось более чем на 60%, передает Deutsche Welle со ссылкой на руководителя департамента внешних экономических связей Объединения немецких машиностроителей и производителей промышленного оборудования (VDMA) Монику Холлахер. Она, в свою очередь, сообщила данные отраслевого опроса, проведенного в апреле-мае 2014 года в интервью агентству Reuters.

На осложнения в бизнесе с Россией указали 45% респондентов. Среди основных проблем были названы отмены заказов, таможенные задержки, отсрочки выплат. К тому же ожидание возможных экономических санкций в отношении России вызывает неуверенность немецких машиностроителей. Для немецких машиностроителей, отмечает Reuters, российский рынок является четвертым по значимости. В 2013 году немцы продали в Россию машин и оборудования на сумму 7,8 млрд евро, что составило около 5,2% общего экспорта в отрасли.

Впрочем, снижение заказов из России объясняется не только и не столько угрозой санкций, сколько объективными экономическими причинами. В частности, российский авторынок уверенно идет вниз вот уже несколько месяцев. На машинах россияне начали экономить еще в прошлом году: по его итогам, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых легковых и легких коммерческих авто в России сократились по сравнению с 2012 г. на 5,5% и составили 2,78 млн машин. Аналитики прогнозировали сохранение и усиление данной тенденции в этом году. И не ошиблись.

В мае, например, продажи легковых иномарок, по данным агентства "Автостат", снизились на 12%, составив 158,6 тыс. штук. Основное снижение пришлось на восточные регионы страны: в Сибирском федеральном округе продажи иномарок упали на 16,6%, в Уральском — на 20,9%. По мнению аналитиков, это объясняется тем, что экономические проблемы страны в первую очередь отражаются на благосостоянии населения регионов с развитой промышленностью. В целом же российский рынок по итогам мая опустился на третье место в Европе, пропустив вперед Великобританию (первую позицию традиционно занимает Германия).

Аналогичные оценки дает и АЕБ, по данным которой сокращение продаж российских и иностранных автомобилей в последнем месяце весны достигло также 12%. Причем это рекордный показатель падения российского рынка с начала текущего года. Всего за прошлый месяц было реализовано 201 505 легковых и легких коммерческих автомобилей против 229 670 машин в 2013 году.

Не лучшим образом обстоят дела и в обрабатывающей промышленности. Многие отрасли уже в прошлом году оказались на грани рецессии, а то и перешли за нее. Не секрет, что общий рост ВВП России был привычно обеспечен нефтегазовыми доходами. Очевидно, что в такой ситуации сворачиваются программы модернизации производств и приостанавливается процесс обновления оборудования, которое обычно закупается в западных странах, в том числе, в Германии.

Выбор читателей