У россиян еще есть возможность просочиться мимо санкций

Июльские показатели говорят о том, что де факто международный финансовый рынок для россиян уже практически закрыт. Но санкции по-прежнему имеют ограниченное влияние на российскую экономику, пока их еще можно обойти


ФОТО: Globallookpress



За июль российские компании не получили ни одного кредита на международных рынках – впервые за пять лет. Хотя еще год назад западные банки кредитовали их весьма охотно: в 2013 году россияне взяли в кредит на международном рынке $59,2 млрд, из них 78% пришлось на европейские банки, 13% - на американские.

Середина текущего лета стала апогеем процесса, начавшегося еще в начале года. Западные кредитные учреждения стали с осторожностью подходить к финансированию сделок с российскими компаниями практически сразу после возгорания конфликта на Украине. В первой половине 2014 года мировые банки одолжили российским компаниям почти в четыре раза меньше денег, чем годом ранее, - $6,7 млрд. А уж после аннексии Крыма и первых санкций денежный ручек и вовсе почти пересох. За второй квартал российские банки получили от западных $4,7 млрд. – худший квартальный показатель с 2012 года. Таким образом за первое полугодие россияне на международном рынке взяли кредитов всего на $11,4 миллиарда.

Санкции касаются не всех компаний из России, но поскольку список постоянно расширяется, и никто не знает, кто окажется в нем следующим, банки предпочитают превентивно сокращать деловые связи с россиянами, либо устанавливают такую высокую плату за риск, что эти сделки становятся невыгодны самими потенциальным заемщикам.

Делать вид, что санкции со стороны западных стран практически безобидны для российской экономики, уже не получится. Однако пока их действие достаточно ограничено и остаются лазейки, которыми могут воспользоваться компании из «черного списка». Во-первых, санкции США и ЕС не копируют друг друга, отмечает агентство РБК. Так, "Сбербанк" попал под секторальные санкции Евросоюза, но не под американские, и пока ничто не мешает ему привлекать финансирование в США. "Банк Москвы", наоборот, оказался под санкциями США, но не ЕС. Меньше повезло ВТБ, Газпромбанку, Внешэкономбанку и Россельхозбанку – они оказались и в европейском, и в американском санкционных списках. Но в Европе эти банки смогут привлекать займы на межбанковском рынке, в том числе синдицированные кредиты, тогда как на рынке США им запрещены операции с любыми долговыми инструментами сроком погашения более 90 дней. Впрочем, как свидетельствуют июльские показатели, де факто международный финансовый рынок для россиян уже практически закрыт.

Вместе с тем, по мнению экспертов, потенциально наиболее чувствительными являются не санкции против финансового сектора России, а ограничения в области технологического экспорта для российского ТЭКа. Но можно обойти и секторальные санкции - через юрисдикции, которые пока не присоединились к ограничительным мерам США и Евросоюза. Среди них Норвегия и Щвейцария. Впрочем, Норвегия еще может присоединиться к санкциям ЕС, о такой возможности 30 июля заявил министр иностранных дел страны Бёрге Бренде. Пока же обе страны ограничиваются санкционными списками с именами конкретных граждан и компаний.

Кроме того, в ЕС жестко обозначили, что ограничения распространяются только на добычу нефти и не должны касаться газодобывающих проектов. Однако в большинстве скважин добывается смесь из нефти, газа и конденсата в различных пропорциях. И на многих месторождениях не составит труда доказать, что оборудование экспортируется исключительно для добычи газа.

И, наконец, остается возможность переориентироваться на страны Азии и Ближнего Востока, которые занимают нейтральную позицию по отношению к России и обладают большими инвестиционными ресурсами. Правда, для этого понадобится некоторое время. Но прецеденты уже имеются: в апреле 2013 года инвестиционный фонд Катара Qatar Holding обязался выкупить допэмиссию акций ВТБ на общую сумму до 102,5 млрд рублей.

Выбор читателей