Греция переводит стрелки

Не сумев добиться прогресса в переговорах с Брюсселем, Афины в очередной раз активизировали тему репарации по ущербу, нанесенному Греции в ходе немецкой оккупации во время Второй мировой войны

Не сумев добиться прогресса в переговорах с Брюсселем, Афины в очередной раз активизировали тему репарации по ущербу, нанесенному Греции в ходе немецкой оккупации во время Второй мировой войны.

На этой неделе премьер-министр Греции Алексис Ципрас в обращении к парламенту напомнил о тяготах оккупации, о вывозе археологических сокровищ с территории страны и о беспроцентном займе, который греческий Центробанк вынудили дать преступному режиму Третьего рейха. Греция будет стремиться полностью выполнить свои обязательства, но и Германия должна заплатить свои долги, заявил он.

Конкретную сумму "невыполненных" Германией обязательств греческое правительство не называет. В СМИ оценки колеблются от €160 млрд до €322 млрд, пишет The Financial Times. Примечательно, что вторая цифра полностью покрывает размер нынешнего греческого долга. А если учесть, что немалая доля средств, выделенных Греции, обеспечена именно Германией, которая является самой богатой страной и главным локомотивом еврозоны, фактически получается, что греческое правительство таким окольным путем пытается добиться списания своих долгов, чего не получается сделать напрямую. Впрочем, Германия греческих претензий не признает и не собирается ничего платить. Вопрос репараций и компенсаций закрыт и в юридическом, и в политическом смыслах, заявил в среду, 11 марта, пресс-секретарь правительства ФРГ Штеффен Зайберт.

"Греки уже многократно пытались добиться выплаты репараций через национальные и международные суды. До сих пор безуспешно", - рассказал в интервью Deutsche Welle специалист по государственному праву, берлинский профессор Ульрих Батис. Он пояснил, что, согласно лондонскому договору о долгах, заключенному в 1950-е гг. ФРГ и ее бывшими противниками в войне, окончательное погашение Германией ее военных долгов было отложено до подписания мирного договора. Однако он так и не был подписан, причем Германия, по мнению Батиса, сделала это осознанно.

В 1990 г. вступил в силу договор о восстановлении единства Германии, не предусматривающий выплат дополнительных репараций. Ему предшествовали переговоры в формате "два плюс четыре": с одной стороны в них участвовали ФРГ и ГДР, с другой - США, СССР, Великобритания и Франция. В результате державы-союзницы по антигитлеровской коалиции отказались от своих прав победителей. Причем принадлежала эта идея тогдашнему министру иностранных дел ФРГ Хансу-Дитриху Геншеру и его американскому коллеге Джеймсу Бейкеру.

"Отсюда и позиция Берлина: мирного договора не было, значит, ничего вы не получите", - объяснил Батис. Так что требования Афин нельзя назвать вовсе несправедливыми, признает профессор, хотя договор 1990 г. сама Греция признала. И не исключено, что в будущем получить от Германии хоть какую-то компенсацию "морального ущерба" ей все же удастся, но вряд ли речь будет идти о сотнях миллиардов евро.

Пока громкие заявления Греции на этот счет лишь вызывают раздражение у международных кредиторов. Независимые эксперты, в свою очередь, считают, что таким образом греческое правительство пытается отвлечь внимание ультралевого крыла правящей фракции, возражающей против нового компромисса с "тройкой" кредиторов.

Выбор читателей