Российские власти накрыл весенний оптимизм

Глава Минфина Алексей Улюкаев считает, что рецессия в России не продлится дольше трех кварталов, рубль возвращается к своим фундаментальным значениям, а реальные зарплаты и доходы вернутся к положительным значениям уже в начале 2016 года

Вернувшееся в Москву тепло и солнце вызвали резкий прилив оптимизма у российских властей. Сегодня на заседании Госдумы глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев сообщил депутатам, что страхи относительно падения экономики оказались несколько преувеличенными, и рецессия продлится не более трех кварталов. Согласно уточненному прогнозу ведомства, при средней цене нефти в 2015 г. в $50 за баррель спад ВВП России по итогам года не превысит 3%, и уже в третьем квартале текущего года возобновится рост.

"По 2016 году мы ожидаем 2,3% роста при сохранении не самых лучших конъюнктурных условий для нашего бизнеса и при сохранении санкционного режима, который требует погашения внешнего долга и невозможности его рефинансирования для компаний", - заявил министр. Кстати, с внешним долгом, по его мнению, российские компании пока справляются вполне успешно: пиковые платежи, которые пришлись на декабрь 2014 г., февраль и март 2015 г. прошли "очень хорошо". По совокупности это более $60 миллиардов.

Заодно Улюкаев отметил, что погашение внешних долгов по статистике показывается как отток капитала. То есть, намекнул он, капитал вроде как и не бежит из страны, а просто расходуется на "уменьшение бремени наших заемщиков".

Независимые аналитики в среднем прогнозировали российской экономике 4 - 5% падения на этот год при разбросе оценок от 1% до 7%. Пессимистичные ожидания относительно динамики российской экономики "во многом были связаны с глубокой девальвацией национальной валюты, которая не соответствовала фундаментальным факторам курсообразования", пояснил министр. В ноябре - декабре прошлого года это привело к ускорению инфляции, повышению процентных ставок, рискам для банков и заемщиков и в целом к сжатию спроса и ухудшению инвестиций. Теперь же, полагает глава Мнэкономразяития, курс рубля возвращается к своим фундаментальным значениям. "Вот сегодня рубль к доллару меньше 55, евро - меньше 59", - заметил он.

Инфляция тоже замедляется. В этом, надо признать, с министром экономики солидарны не только коллеги из других государственных финансовых ведомств, но и независимые эксперты. Рост цен, возможно, уже достиг пиковых значений. По оценке Росстата, на конец марта инфляция составила 16,9%, в Минфине прогнозируют, что перескочить показатель в 17% ей в этом году не удастся. "Наша оценка на конец года ближе к 11%, она остается неизменной. В траектории может отклоняться в ту или иную сторону. По текущим оценкам выше 17% не выйдем", - заявил замминистра финансов РФ Максим Орешкин журналистам в среду, 8 апреля,. Официальный прогноз Минэкономразвития - 12,2%.

В ЦБ по-прежнему допускают, что пик инфляции еще впереди и случится во втором квартале. Вместе с тем здесь также констатируют "начало стабилизации инфляционных ожиданий". "Нет признаков разрастания вторичных эффектов, как это наблюдалось, например, в течение большей части 2014 года", - пояснил глава департамента денежно-кредитной политики Банка России Игорь Дмитриев, выступая на круглом столе в Высшей школе экономики. А текущий рост цен - это шлейф уже реализовавшихся негативных событий, передает его слова "Финмаркет".

Влияние девальвации начинает сходить на нет, пишут аналитики в отчетах, изученных "Ведомостями". Помесячная инфляция замедлилась почти вдвое: с 2,2% в феврале до 1,2% в марте. Такое замедление роста цен может свидетельствовать "о начале позитивной динамики инфляции", надеется аналитик Райффайзенбанка Мария Помельникова. По ее словам, в марте инфляцию разогнали не продукты, а непродовольственные товары (одежда и обувь, товары для дома, мебель) и услуги, цены на которые меняются медленнее и реагируют на курс рубля с опозданием. Наибольший вклад в инфляцию внесли одежда и обувь, подсчитали аналитики "ВТБ капитала", но, поскольку это догоняющий рост, ждать новой волны подорожания вряд ли стоит.

Ажиотажный спрос позади, и цены начинают корректироваться: телевизоры, например, уже подешевели на 0,6%. Судя по марту, инфляционный эффект ослабления рубля оказался более быстрым, чем ожидалось, и уже ослабевает, полагают эксперты. Уже к концу апреля рост цен может замедлиться не только в месячном, но и в годовом выражении, однако значимое снижение инфляции начнется не раньше августа, считают некоторые аналитики, напоминая, что с 1 июля повысят тарифы естественные монополии.

В настоящее время Минэкономразвития готовит целевой прогноз, который предполагает выход на темпы роста в 4% в 2017 г. и 5% в 2018 г., рассказал Улюкаев. Его ведомство ожидает, что на фоне резкого сокращения инфляции уже с первого квартала следующего года вернутся в положительные значения спрос населения, реальные заработные платы, реальные доходы и розничный товарооборот.

Но одного только замедления роста цен вряд ли достаточно для восстановления прежней покупательной способности населения. Сомнительно, что спрос начнет быстро восстанавливаться без соответствующего роста доходов. А такого радужного сценария пока ничто не предвещает.

В условиях низких цен на нефть скорого возвращения к былому благополучию ждать не стоит. России необходимо как минимум в течение ближайших трех лет сокращать расходы бюджета по триллиону с лишним рублей, считает зампред Внешэкономбанка, экс-замминистра экономического развития Андрей Клепач. А это означает, что возможности стимулировать спрос бюджетными вливаниями в социальную сферу и отдельные сектора промышленности будут сильно ограничены. Так что ласковое весеннее солнышко может оказаться весьма обманчивым. И говорить об окончании "ледникового периода" в российской экономике явно преждевременно.

Выбор читателей