Почему из русских за рубежом делают "пятую колонну"

Из-за проводимой Россией неадекватной внешней политики многие русские диаспоры за рубежом принимают за маргиналов. Практически ни в одной стране мира выходцы из нашей страны не допущены к органам государственного управления

В Общественной палате прошли слушания "по поддержке соотечественников за рубежом в новых условиях". Впрочем, на самом деле речь шла скорее не о поддержке, а о российском влиянии за рубежом. Выступавшие эксперты жаловались, что после событий в Крыму Россотрудничеству и другим организациям приходится работать в условиях холодной войны, а многие бывшие соотечественники завербованы ЦРУ и работают в российских организациях за границей исключительно чтобы вредить.

"Снова, как во времена СССР, делаются попытки использовать соотечественников во вред России, им внушают, что Россия уже не такая, какую они хотели бы видеть, - привел пример директор Института стран СНГ Константин Затулин. - Мы вернулись в условия холодной войны, но Россия - не Советский Союз, у нас нет окружения из стран соцлагеря - там сейчас, кстати, максимальная русофобия".

После Крыма любые действия России в отношении соотечественников в большинстве стран расцениваются как попытка создать "пятую колонну" и официально пресекаются - ближайшие перепуганные соседи начали еще активнее проводить национальную политику. "Они напуганы русским миром, - продолжает Константин Затулин. - Поэтому провозглашается: Узбекистан - для узбеков, Грузия – для грузин, Азербайджан - для азербайджанцев и так далее".

Благодаря внешней политике России многие российские диаспоры за рубежом продолжают держать "за маргиналов" - практически ни в одной стране мира выходцы из России не допущены к органам госуправления. В России к бывшим соотечественникам относятся тоже без особого доверия - член комитета Совета Федерации по международным делам Игорь Морозов предлагает делить их на "плохих" и "хороших": в плохие автоматически попадают те, кто добровольно уехал в США и другие недружественные страны, а хорошие - это жители бывшего СССР, "от которых Россия сама уехала".

Впрочем, и тут не вяжется - участники слушаний вспомнили, что в так называемых "карательных батальонах" в Донбассе больше этнических русских, чем украинцев. А член СФ Сергей Цеков признал, что русских на Украине сама Россия в последние годы "в упор не видела", и относилась к ним "как к неразумным детям и маргиналам": "Ситуация уже до событий на Украине была полностью провалена. Посла на Украине Зурабова я не видел ни на одном мероприятии соотечественников, а головной организацией соотечественников считали почему-то Партию регионов. Для создания реальной организации ничего не делалось".

А когда Сергей Цеков узнает суммы, выделяемые на политику РФ на Украине, то только одно не может понять: "Куда эти деньги деваются?"

Политолог Сергей Марков согласен с тем, что работа ведется неудовлетворительно, а деньги идут, в основном, на поддержку бюрократического аппарата: "Я 15 лет работал с американцами, и я знаю людей, которые работали в американских организациях и ушли оттуда по патриотическим убеждениям. Ни одного из них никто в Россотрудничество не звал! Они что, России не нужны? А они и не нужны. Деньги идут на бюрократические группировки, которые не известно чем занимаются".

Представитель Харьковского облсовета Владимир Алексеев также привел в пример США - у них бюрократия проедает не в пример меньше: "Существует система грантов - выделили деньги и набрали людей, которые могут выполнить поставленную задачу". Что же касается России, то у нее в той же Украине нет ни конкретных задач, ни политики: "Вместо госполитики все эти годы мы видим амебное реагирование российской власти на события на Украине, чаще с отрицательным эффектом".

По словам Алексеева, всего несколько лет назад для того, чтобы удержать Украину в пророссийском поле, было достаточно "двух копеек": теперь нужны миллиарды, и не факт, что они дадут какой-то результат.

Выбор читателей