Катастрофа А321: осталось две версии

Предположения о том, что случилось с разбившимся российским самолетом, отпадают одно за другим. Авиационные эксперты считают, что все сводится к версии взрыва, однако неизвестно, что его вызвало

Во вторник эксперты приступили к расшифровке и анализу информации бортовых самописцев разбившегося 31 октября самолета компании "Когалымавиа". В Каир прибыли все стороны, привлеченные к расследованию. Кроме представителей России и Египта, это эксперты компании Airbus, специалисты из ирландской лизинговой компании, которой принадлежал лайнер, а также сотрудники завода в Гамбурге, где происходила сборка "Аэробуса".

LifeNews 3 ноября выложил на своем сайте результаты судебно-медицинской экспертизы тел погибших. Характер травм пассажиров, летевших в носовой и хвостовой части лайнера, сильно отличается. Те, кто находился в передней части самолета, получили тупые травмы грудной клетки, множественные переломы верхних и нижних конечностей, а также разрывы внутренних органов. Смерть пассажиров, находившихся в хвостовой части самолета, наступила из-за острой потери крови, шока и открытых черепно-мозговых травм. У большинства погибших были диагностированы так называемые взрывные травмы со множественными ожогами более 90 процентов мягких тканей.

Сообщается также, что в останках большинства погибших из хвостовой части лайнера были обнаружены частицы металла, обшивки лайнера и его деталей.

Эксперт Международной организации гражданской авиации (ИКАО) Виталий Бордунов в беседе с корреспондентом "Утра" отметил, что сейчас все сводится к двум версиям: теракт или техническая неисправность.

"Предположения одно за другим отпадают. Исходя из того, что версия о том, что командир якобы просил срочную посадку, отпала, остаются теракт и технические причины. Ждем, что покажут черные ящики. Но когда будет заключение, сказать сложно. Возможно через неделю, возможно – позже", - сказал Бордунов.

Авиационный эксперт из США Клайв Ирвинг полагает, что, вероятнее всего, произошла мгновенная "взрывная" разгерметизация в хвостовой части лайнера. Об этом, по его словам, свидетельствует состояние отколовшейся при разрушении самолета хвостовой части, на которой нет следов горения или дыма. Эксперт напомнил, что в 2001 году с разбившимся самолетом произошел инцидент в аэропорту Каира, когда при посадке он серьезно повредил хвостовую часть, ударившись ею о полосу. Однако представитель "Когалымавиа" настаивал, что самолет был отремонтирован, прошел проверку, поэтому связи с давним инцидентом и нынешней катастрофой нет.

"Альтернативой действию взрывного устройства является мгновенная разгерметизация, при которой из-за неожиданного нарушения прочности конструкции находящийся под высоким давлением воздух в салоне вырывается наружу с разрушающим взрывом, - поясняет Ирвинг. - Это - "чистый" взрыв, при котором нет никакого воспламенения или горения. Но он такой же смертельный".

Следователям предстоит внимательно изучить состояние переборки, отделяющей негерметичную хвостовую часть самолета от пассажирского салона, в котором поддерживается постоянное высокое давление воздуха. Именно декомпрессионный взрыв в районе переборки с последовавшим отделение хвостовой части и могли стать причиной катастрофы, считает Ирвинг.

Известно, что моменту исчезновения самолета с экранов радара предшествовали нехарактерные для штатного полета звуки. При этом из записи переговоров экипажа с диспетчерами следует, что ситуация на борту за 4 минуты до исчезновения с радара была штатной. 

Герой России, ведущий специалист Государственной службы гражданской авиации, летчик-испытатель 1-го класса Анатолий Кнышов в интервью "Утру" обратил внимание на свидетельство о посторонних звуках в самолете. "Они были зафиксированы перед тем, как была потеряна связь, - говорит Кнышов. – Скорее всего, исходя из этой информации можно предполагать, что на борту находился какой-то предмет, который привел к резкой разгерметизации, к разрыву фюзеляжа, хвостовой части и резкой декомпрессии. Резкая декомпрессия на высоте 9000 метров приводит к потере трудоспособности, а порой и потере жизни буквально в доли секунды. Это могло, в частности, объяснить и те травмы, которые были у пассажиров. Поэтому пилоты даже не смогли ничего каким-то образом сообщить и выполнить какие-то действия".

"Еще одна из версий – то, что это было внешнее воздействие, - продолжил Кнышов. - Говорят, что, якобы те зенитные установки, которые были у Каддафи, исчезли неизвестно куда. Однако эту высоту огни не должны были достать, даже если предположить, что эти непереносимые комплексы оказались в руках боевиков. Поэтому есть следующая версия – о том, что устройство было принесено на борт. В любом случае, нужно дождаться результатов комиссии".

Ранее американский телеканал CBS News сообщил, что спутник США в момент падения самолета зафиксировал тепловую вспышку над Синаем. По информации CNN со ссылкой на источники в Пентагоне, вспышка произошла в воздухе. Американские военные не исключают, что на борту А321 взорвалась бомба. В то же время не исключается и версия о взрыве в топливном баке по техническим причинам.

Руководитель центра Азии и Ближнего Востока Российского института стратегических исследований Елена Супонина отмечает, что угроза террористических атак в отношении россиян после начала операции в Сирии возросла, но при этом не спешит верить заявлениям террористов из ИГ*, которые взяли на себя ответственность за авиакатастрофу. 

"Когда были теракты 11 сентября, то ответственность за них в первый же день взяли несколько группировок, - напомнила Супонина в беседе с "Утром". - Это обычная практика радикальных организаций, цель - просто громко заявить о себе... Но угроза теракта (в случае с А321) есть, и она высокая".

Российские власти призывают не спекулировать на трагедии и дождаться итогов расследования. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил накануне, что ни одна из  версий по визуальному изучению обломков или предварительным данным "не может пока обсуждаться на официальном уровне".

"Аэробус А321" авиакомпании "Когалымавиа", выполнявший рейс из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург, разбился утром 31 октября на севере Синайского полуострова. Погибли все 224 человека, находившиеся на борту. Среди них были жители девяти регионов России, а также граждане Белоруссии и Украины.

* Организация запрещена на территории РФ

Выбор читателей