Китай сделал ставку на российские госкомпании

И в финансовой сфере, и в реальном секторе КНР предпочитает работать, в первую очередь, с предприятиями, которые являются государственными в широком смысле слова

Во вторник, 22 декабря, ВТБ подвел итоги 2015 г. на китайском направлении своей работы. Многие ключевые показатели кредитной организации выросли в разы, а сам банк добился ряда впечатляющих успехов. По мнению экспертов, такие результаты объясняются тем, что Китай обычно выбирает себе в качестве партнеров компании с госучастием.

Фото: Zhengyi Xie/ Zuma/ Global Look

Как сообщает пресс-служба банка, объем расчетов в юанях по итогам года вырос более чем на 250% и превысил 120 млрд, объем сделок по свопам с китайской валютой с начала года вырос более чем в 12 раз, достигнув $14,2 млрд, а объем аккредитивных сделок в юанях за тот же период увеличился в 13 раз.

Кроме того, ВТБ подписал ряд соглашений с крупнейшими банками Китая по торговому и экспортному финансированию почти на 160 миллиардов рублей, запустил аккредитив в китайской валюте с финансированием в российских рублях и первым среди российских банков получил доступ к фондированию от "Банка развития Китая" (China Development Bank Corporation) на 12 млрд юаней для финансирования российско-китайских внешнеторговых операций.

Ранее этот банк стал первым российским участником торгов на международной площадке Шанхайской золотой биржи и в Шанхайской зоне свободной торговли, а также получил возможность заключать деривативные сделки с банками материкового Китая.

Известный экономист, профессор Никита Кричевский, комментируя эти достижения, напомнил, что участие государства в ВТБ достигает 85%, а китайская сторона традиционно предпочитает вести дела именно с госкомпаниями, видя в госучастии свидетельства качества и надежности.

"И в финансовой сфере, и в реальном секторе Китай предпочитает работать, в первую очередь, с предприятиями, которые являются государственными в широком смысле слова. Прежде всего, и особенно в развивающихся странах, Китай работает с госкомпаниями - это аксиома. Это происходит везде - в Южной Корее, Мексике, Тайване", - рассказал эксперт.

Кричевский также добавил, что ярким свидетельством стремления Китая работать именно с госкомпаниями может служить беспрецедентный в экономической политике КНР кредит в размере $15 млрд, предоставленный ранее "Роснефти".

"Это вообще из ряда вон показатель, потому что до этого китайские сделки измерялись двумя - тремя миллиардами. Но то что Китай согласился выплатить "Роснефти" 15 миллиардов, исчерпывающе свидетельствует о том, что и дальше он будет сотрудничать только с государственными компаниями. Китайский менталитет - это доверие к государству. Так же, кстати, как и российский менталитет. Таков наш социум", - заявил профессор.

При этом очевидно, что речи о монополии какого-то одного банка в области российско-китайских экономических взаимоотношений не идет. "Если кому-то из наших предпринимателей удастся открыть счет в китайском банке, думаю, Китай против не будет. Другой вопрос, что китайские банки работают, прежде всего, в юанях, а юань - это валюта ограниченно конвертированная и до сих пор широкого хождения в России не получившая. Это нормально, потому что Китай не стремится делать юань свободно конвертируемой валютой, не говоря уже о резервной валюте", - отметил профессор Кричевский.

В будущем российско-китайское экономическое сотрудничество продолжит развиваться. Одним из признаков этого стал подписанный 22 декабря "Меморандум о взаимопонимании в сфере финансового сотрудничества между Министерством финансов Китайской Народной Республики и Министерством финансов Российской Федерации", подписи под которым поставили заместитель министра финансов КНР Ши Яобинь и заместитель министра финансов России Сергей Сторчак. В рамках этого документа две страны договорились усиливать деловое сотрудничество в таких сферах как координация политики в многосторонних международных форумах и организациях, расширение бюджета, государственная казна, выпуск облигаций и других.

"Динамика российско-китайских экономических отношений будет зависеть от того, насколько быстро российская экономика адаптируется к изменившимся внешним обстоятельствам и перейдет на траекторию устойчивого роста, - констатировал профессор Кричевский. - Как только мы почувствуем, что "выползаем" из ямы низких нефтяных цен, интерес и российских, и китайских партнеров, безусловно, будет расти по экспоненте".

Читайте также

Выбор читателей