Западу доложили о новых политических раскладах в РФ

Доклад, подготовленный Rethinking Russia для зарубежных экспертов, описывает эволюционные изменения политической системы России, произошедшие с момента прошлых думских выборов

Аналитики центра Rethinking Russia и известные отечественные политологи поделились с зарубежными экспертами своим видением современного состояния политической системы России. Подготовленный ими доклад "Развитие институтов и накопление качества" представляет собой сравнительный анализ состояния политических институтов и практик двух федеральных циклов – накануне выборов в Государственную думу РФ 2011 года и предстоящих выборов в Государственную думу РФ 2016 года.

Наглядная агитация перед выборами на одной из улиц Севастополя. Фото: Валерий Матыцин/ ТАСС

Исследование адресовано, в первую очередь, зарубежным экспертам, в чью сферу интересов входит российская политика. Его текст на английском языке уже разослан по 6 тыс. адресов иностранных политологов и организаций.

Авторы доклада отмечают, что к новому выборному циклу (а в 2016 году в стране будут избираться органы власти всех уровней – от муниципалитетов до парламента) в России удалось сформировать новое качество институциональной структуры и дизайна политической системы.

Отмечая, что предыдущие парламентские выборы 2011 года, прошедшие на волне политического протеста, обозначили кризис многих сложившихся к тому моменту в России "политических и электоральных практик", эксперты делают вывод, что за минувшие годы удалось расширить значительное число "узких мест", создать действительно конкурентную общественно-политическую среду. К началу нынешней избирательной кампании внутриполитическая система стала более многомерной и лучше ориентирована на особенности российских регионов. В нее теперь включены те сферы общественной жизни, которым ранее не уделялось особого внимания, такие, как интернет, общественный контроль, уличная политика. На политической орбите появились новые лица, общественные группы – носители свежих содержательных идей.

Свои умозаключения эксперты подкрепляют цифрами. В докладе представлена сравнительная таблица, в которой состояние различных параметров политической системы зафиксировано в двух временных точках – на старте избирательных кампаний 2011-го и 2016 года.

В частности, Rethinking Russia отмечает, что к 2011 году партийная система остановилась в развитии и "закрылась" от появления в ней новых игроков – на тот момент было зарегистрировано только 7 общенациональных партий, имевших право участвовать в выборах, и только 4 из них были допущены к избирательной кампании без сбора подписей. Голосование тогда шло только по партийным спискам, и только в 28 из 83 регионов в них были включены непарламентские партии (те, что имели депутатов-списочников в законодательных собраниях не менее трети регионов).

Встала задача разомкнуть этот круг и дать возможность попробовать свои силы новым субъектам, чтобы "избиратели на каждом идеологическом фланге имели реальный выбор из состоявшихся партий, а не имитацию выбора из партий- "однодневок" или наспех сконструированных блоков, которые, как правило, быстро распадались сразу после выборов". При этом четко сформулированного общественного запроса на появление в России новых партий на тот момент не было.

Тем не менее было принято решение о либерализации партстроительства, и произведенные с конца прошлого федерального избирательного цикла институциональные изменения радикально перекроили партийную систему: к старту новой кампании в России уже зарегистрированы 74 партии, из которых 14 имеют право выдвижения кандидатов на выборах в Госдуму без сбора подписей. Вернулась смешанная схема голосования (половина депутатов избирается по партийным спискам, половина - по одномандатным округам), значительно возросли возможности для непарламентских партий (они допускаются к выборам, если имеют хотя бы 1 депутата-списочника в заксобрании хотя бы одного региона).

Еще более значительно к 2016 году возросла партийная конкуренция на всем пространстве РФ. Если в 2011 году за места в заксобраниях боролись все те же четыре парламентские партии и лишь кое-где их "разбавлял" лишь один "свободный радикал" – "Яблоко", то теперь на выборы в некоторых регионах "квалифицировались" до 18 партий.

А в муниципалитетах в избирательной гонке приняли участие 49 из 55 заявившихся партий. И помимо них в 11 регионах в выборах депутатов и глав местного самоуправления полноценно участвовали общественные организации.

После завершения партийной и избирательной реформы по степени одобрения деятельности населением, в ноябре 2015 года институт партий (44%) опередил профсоюзы, судебную систему, оппозицию и догнал институт общественных палат.

Но, как отмечают авторы доклада, задачу повышения доверия к партийно-избирательной системе невозможно было решить механическим увеличением числа партий, "требовалось сформировать "социальные лифты" и для кадрового обновления самих "старых" партий, и для появления новых лиц в поле публичной политики в целом".

Эту задачу наряду с либерализацией партстроительства удалось также решить возвращением прямых губернаторских выборов, "регионализацией" Совета Федерации, развитием института праймериз и поворотом государственной системы лицом к "третьему сектору".

Сейчас во главе 67 из 85 регионов стоят губернаторы, имеющие собственный электоральный успех, 61 из них выиграли на прямых выборах (в 2011 году таких было только 26).

Значительно увеличилось представительство оппозиции в верхних эшелонах власти – теперь у всех парламентских партий есть "свои" губернаторы: 2 у КПРФ и по одному – у "Справедливой России" и ЛДПР. В 2011-м все оппозиционные силы среди глав регионов "представлял" единственный коммунист.

Как отмечают авторы доклада, за эти годы в стране значительно возросла гражданская активность. Не последнюю роль в этом сыграло увеличение господдержки и расширение списка видов деятельности социально ориентированных НКО, которые имеют право на получение дополнительной поддержки со стороны органов госвласти и местного самоуправления - к 2016 году их стало 17 (в 2011-м – 9). Кроме того, с будущего года такие организации, по предложению президента РФ, будут получать до 10% средств региональных и муниципальных социальных программ, чтобы полноценно участвовать в оказании социальных услуг на местах наряду с бюджетными учреждениями. А в декабре 2015-го глава государства Владимир Путин поручил выделить новый правовой статус социальных НКО – "исполнитель общественно полезных услуг" и предоставить им налоговые и имущественные льготы. Всего в 2015 году на "третий сектор" было выделено 4,228 млрд. руб. президентских грантов (в 2011 году – 1 млрд).

За это время сформировалось и совершенно уникальное общественное движение - Общероссийский народный фронт, которое стало значительной внепартийной политической силой и объединило представителей 20 различных политических партий и беспартийных, разделяющих цели политики Путина. ОНФ реализовался как институт независимого общественного контроля за реализацией президентских поручений во всех сферах государственного и муниципального управления и качеством закупок на средства бюджетной системы. ОНФ наделен также полномочиями по оценке докладов правительства РФ для Контрольного управления президента.

Как ожидают авторы исследования, значительное влияние на эволюцию внутриполитической повестки России на ближайшую и среднесрочную перспективу окажут и предстоящие выборы 2016 год.

 

Выбор читателей