Алкоголь прилип к прилавкам

Подключение к ЕГАИС оптовых предприятий, торгующих спиртным, а также розницы, включая бары и рестораны, привело к затруднениям для продавцов. Но потребители крепких напитков не умрут от жажды: торговля запаслась

Единая государственная автоматизированная информационная системе учета алкоголя, к которой с 1 января 2016 г. в обязательном порядке должны подключиться все предприятия оптовой торговли, а также розницы (в случае проведения закупок в опте), работает в штатном режиме никаких сбоев в функционировании нет. Об этом заявил представитель Росалкогольрегулирования (РАР).

Фото: Alexei Gyngazov/ Russian Look

При этом ни один из опрошенных газетой дистрибуторов - как крупных, так и средней руки - не обошелся без накладок в первые дни года в связи с переходом на ЕГАИС.

"Раньше не было необходимости работы с ЕГАИС, теперь есть. Это требует направления дополнительных затрат и сил", - констатировал президент Союза виноделов и виноградарей Леонид Попович. На отладку всех процессов потребуется не меньше нескольких месяцев, считает он. Чтобы просто занести в систему все имеющиеся товарные остатки, нужно полторы - две недели и работа в две смены, посетовали оптовики.

Еще до Нового года крупные дистрибуторы отмечали перебои в работе системы. "Наш сканер считывает акцизные марки, а в точке приема - нет, потому что нас на складе современные сканеры стоят, а в магазине может быть дешевый китайский", - отметил сотрудник оптовой компании. "Мы, вроде бы, подготовились, еще до нового года все протестировали, завели всю продукцию на баланс, и все равно проблемы", - пожаловался он. В этой ситуации приходится отправлять машину с заказом обратно за свой счет.

Помимо некорректного считывания кодов с продукции, дистрибуторы часто сталкиваются с тем, что получение каждой партии алкоголя должно быть подтверждено непосредственно системой ЕГАИС. А на это, по словам члена президиума "Опоры России" Алексея Небольсина, может уйти до трех дней в городах и до семи в сельских поселениях.

Основная проблема, по словам менеджера крупного федерального дистрибутора, в том, что нет единого документа, где "до мелочей прописаны правила игры". Нынешняя система в корне отличается от той, что вводилась в 2006 г. (когда ЕГАИС стала обязательной для производителей крепкого алкоголя).

"Тут как с новым гаджетом - либо сам постепенно поймешь, либо кто-то по-дружески подскажет". По его оценке, на отладку всех процессов необходим месяц-полтора, несмотря на то, что подавляющее большинство клиентов этого дистрибутора базируются в Москве и областных центрах и уже подключены к ЕГАИС. Из-за некорректной работы системы после Нового года отгрузки компании упали почти до нуля, и только сейчас постепенно возвращаются к норме.

Чем дальше от Москвы, тем больше негативных отзывов о работе ЕГАИС поступает на "горячую линию" "Опоры России" - пропорционально количеству подключившихся к системе розничных точек, уменьшающихся в зависимости от удаленности столицы, говорит Небольсин. Магазины, не подключившиеся к ЕГАИС, не могут принять отгрузки оптовиков.

"Мы отгружаем продукцию только тем из не подключившихся, кто точно сделает это до 20 апреля (когда истекает переходный период введения ЕГАИС в оптовом звене), в противном случае эти отгрузки "зависнут" в наших остатках, их нельзя будет "легализовать", - рассказал сотрудник крупной дистрибуторской компании.

Из-за подключения к системе ЕГАИС многие алтайские оптовые предприятия с начала января не отгружают алкоголь рознице и не возобновят поставку минимум до 18 января, сообщает "Алтапресс". В данный момент оптовики занимаются сбором данных о своем ассортименте спиртного, чтобы внести эту информацию в систему. А для этого каждую бутылку надо вначале просканировать.

Точки общепита тоже, начиная с 1 января, обязаны подключиться с ЕГАИС, чтобы фиксировать поступление к ним алкогольной продукции. У опрошенных "Ведомостями" крупных ресторанных сетей переход прошел более-менее гладко. Правда, иногда поставщики не видят у себя в системе заказы ресторанов, из-за чего поставки алкоголя приходят с задержкой до суток, говорит представитель "Арпиком" (сети Goodman, "Филимонова и Янкель").

Рестораны группы Maison Dellos ("Пушкинъ", "Оранж 3", "Му-Му") с ЕГАИС работали до Нового года в тестовом режиме, но система еще отрабатывается, поэтому пришлось запастись алкоголем на время отладки, говорит шеф-сомелье Сергей Аксеновский.

Ощутимые проблемы возникли у небольших ресторанов. Например, в провинциальных городах, где ассортимент у оптовиков скудный, владельцы ресторанов покупают некоторые позиции винной карты в розничных магазинах. Однако теперь дальнейшая продажа этих напитков гостям, согласно позиции Росалкогольрегулирования, невозможна.

К ЕГАИС подключено 1410 оптовых организаций (98% оптовиков), за одни только новогодние праздники от участников рынка поступило больше 5000 вопросов, сообщил представитель РАР.

Читайте также

Выбор читателей