Волна мигрантов утопит ЕС

Экономический и миграционный кризисы, с которыми Евросоюз справиться не в состоянии, поставили под вопрос само существование континентального объединения

Над Европой вновь нависли сумерки. Из-за финансового кризиса и наплыва мигрантов центробежные силы в Евросоюзе разогнались до невиданной скорости. Объединение наций, никогда не выглядевшее монолитным, теперь буквально трещит по швам. Для того чтобы в евросемье не случился болезненный развод, нужно срочно принимать действенные меры по выправлению ситуации.

Фото: Klaus Ohlenschläger/ Global Look

Европейский континент не в силах переварить тот объем беженцев с Ближнего Востока, который хлынул в страны ЕС в поисках лучшей жизни. В прошлом году число мигрантов перевалило за полтора миллиона. Провозглашенную Брюсселем политику гостеприимства сперва поддерживали многие. Но после парижских терактов (к их осуществлению были причастны и те, кто проник в Европу под видом беженцев) и новогоднего происшествия в Кельне радушия у европейцев поубавилось. В результате несколько стран отважились на неслыханные меры, которые наносят удар по базовым устоям ЕС.

В субботу, 16 января, канцлер Австрии Вернер Файман заявил о том, что его страна временно приостанавливает действие Шенгенского соглашения и вводит тотальный контроль на границе. Всех, кто не имеет права на получение убежища, власти выдворят из страны.

Европа без границ - один из основополагающих принципов континентального объединения. Но в сложившихся обстоятельствах, раз уж ЕС не в силах защитить внешние границы от неконтролируемого проникновения мигрантов, каждая страна вправе сама позаботиться о неприкосновенности национальных границ, заявил австрийский лидер.

Ранее паспортный контроль на границах ввели власти Венгрии и Швеции. Если этот шаг покажет действенность, пример может оказаться заразительным. В результате Шенгенская зона де-факто попросту перестанет существовать.

Проблема беженцев является самым главным текущим вызовом для Евросоюза. Решать ее нужно незамедлительно, при том что вариантов решения не так много, и каждый из них либо мало осуществим, либо грозит дальнейшим расшатыванием устоев ЕС.

Европейские политики не могут повлиять на первоисточник проблемы: прекратить военные конфликты на Ближнем Востоке им не под силу. Переговоры с Турцией о недопущении беженцев в Европу быстрого результата пока не дали. И даже если Эрдоган получит желаемые €3 млрд на обустройство сирийских мигрантов, далеко не факт, что турецким властям под силу будет закрыть границы.

Идея солидарного распределения беженцев, прибывающих в Европу, также терпит крах. Социологи говорят, что даже в Германии, чей лидер Ангела Меркель является наиболее последовательным сторонником гостеприимного отношения к мигрантам, большинство жителей требуют ограничить миграционный поток. У Венгрии, Польши, Италии, Франции и других стран еще меньше желания принимать беженцев на своей территории.

Наиболее радикальным вариантом является массовая депортация нелегалов. Эту меру, популярную у правых, невозможно реализовать при открытых границах. При этом отказ от шенгенской системы может стать для ЕС началом конца. Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер уже заявил, что отмена шенгенских виз делает бессмысленным использование единой европейской валюты.

Помимо мигрантов у объединенной Европы хватает и других проблем. Козырей евроскептикам добавляет неспособность ЕС сообща справиться с финансовым кризисом и ростом безработицы. Экономические неурядицы в Греции и на Кипре, а также в ряде других стран едва не свели объединенную Европу в могилу.

Несмотря на все усилия ЕС и МВФ, реально помочь "отстающим" не получилось. Ситуация лишь вызвала недовольство у значительной части населения благополучных европейских стран: мол, с какой стати трудолюбивые немцы или датчане должны оплачивать счета греческих "бездельников"?

Еще одна угроза ЕС, которую не стоит сбрасывать со счетов, во многом порождена первыми двумя. Экономические проблемы и миграционный кризис привели к разрушению устоявшейся в большинстве европейских стран двухпартийной политической системы. Долгие годы практически повсеместно левоцентристы сменяли правоцентристов у руля государства, потом они менялись ролями.

Остальные политические силы находились на периферии. Программы и риторика "условно правых" и "условно левых" с годами стали практически неотличимы. Это, а также неспособность старых элит решить вставшие перед Европой проблемы, привело к всплеску популярности новых политических сил, вчерашних маргиналов, предлагающих новую повестку.

В Испании и Греции на последних выборах "выстрелили" левые партии, во Франции, Дании и Финляндии - правые. Несмотря на принципиальные различия между ними, их объединяет крайний евроскептицизм. По мнению новых политических лидеров, ЕС нуждается в кардинальных реформах или в расформировании. Эта идея находит понимание у все большего числа европейских избирателей. Картину дополняют политические перемены в Венгрии и Польше. Правящие партии этих стран открыто заявляют о борьбе с диктатом ЕС за собственный суверенитет и традиции.

Очевидно, что Европейский союз в ближайшее время ожидают глобальные перемены, независимо от того, нравится это европейцам или нет. "Союзом равных", над которым еврообъединение задумывалось изначально, оно так и не стало. И, пожалуй, уже никогда не станет. В своем нынешнем разбалансированном виде ЕС также долго не протянет. Таким образом, остается два дальнейших сценария - плохой и хороший.

При негативном развитии событий Евросоюз с оглушительным грохотом развалится на части. На его руинах либо каждый будет сам за себя, либо вместо одного объединения возникнет несколько: восточно-европейское, бенилюксовское, скандинавское, пиренейское и т.п. Регион погрузится в хаос, но, быть может, у себя дома, без ценных указаний Брюсселя, каждая из стран быстрее найдет пути выхода из экономического кризиса и сможет защититься от мигрантов.

При позитивном для сторонников единой Европы раскладе объединение пойдет на беспрецедентные реформы, чтобы сохранить жизнеспособность. Их вектор будет направлен в сторону большего суверенитета членов объединения, недовольных тем, что сегодня руководство ЕС повсюду сует свой нос, рассказывает всем, как жить и как тратить деньги. Шенгенская зона, возможно, будет действовать с определенными оговорками. Единой валюте придется доказывать свою необходимость. В целом же отношения внутри ЕС изменятся в сторону большего прагматизма. Из объединения государств Европейский союз превратится в собрание соседей, которые сообща решают некоторые вопросы, но самостоятельно ведут хозяйство на своем участке.

Выбор читателей