"Арабская весна" выпустила из бутылки джинна войны

Революционные события на Ближнем Востоке привели к локальным вооруженным конфликтам, установлению военной диктатуры, "пробуждению" радикальных исламистов, волне террора, наплыву беженцев в страны Европы

Ветер перемен, который поднялся над Северной Африкой и Ближним Востоком пять лет назад, не только сдул некоторые авторитарные режимы, но и разрушил слабое подобие мира в этом традиционно неспокойном регионе. Оглядывая события той поры по прошествии некоторого времени, нельзя не признать, что арабские революционеры выпустили на волю крайне опасного духа.

Разочарование "арабской весной" в Египте. Фото: Cai Yang/ Global Look

Отправной точкой революционных событий в арабском мире, которые журналисты поэтически окрестили "арабской весной", стало самосожжение тунисского торговца фруктами Мохаммеда Буазизи в знак протеста против притеснений со стороны властей. За этим последовали народные волнения, которые привели к свержению президента страны Зина эль-Абидина Бена Али. Это случилось 14 января 2011 года.

Вскоре революционный угар перекинулся на другие страны. Несмотря на общественно-политические и экономические различия между арабскими странами, практически повсеместно протестующие боролись против одного и того же: авторитарного стиля правления, несменяемости власти, коррупции, несправедливого распределения национальных богатств, нарушений прав человека, безработицы, нищеты.

"Арабская весна" в той или иной степени затронула два десятка стран. Массовые столкновения с большим количеством человеческих жертв привели к свержению правительств в Тунисе, Египте, Ливии и Йемене. При этом в Стране пирамид пришедшего к власти Мохаммеда Мурси после этого смело новой революционной волной. В Марокко, Кувейте, Омане и Иордании и в меньшей степени в Алжире, Саудовской Аравии и Бахрейне протестующие добились от властей выполнения некоторой части требований. Но наибольшее влияние революционная ситуация, безусловно, оказала на Сирию, где уже пять лет продолжается гражданская война, жертвами которой стали сотни тысяч человек.

Страны Запада горячо поддерживали народные выступления в поддержку демократии. Кроме того, западный мир по вполне меркантильным причинам был заинтересован в падении нелояльных режимов, вроде каддафиевской джамахирии. В России и ряде других стран к "арабской весне" относились более чем настороженно. Во-первых, еще с советских времен старые режимы в Сирии и Ливии были надежными партнерами Москвы. Во-вторых, российское руководство на примере цветных революций в бывших союзных республиках отлично знало, что выступления оппозиции ведут к дестабилизации ситуации в целом регионе и могут иметь непредсказуемые последствия.

Дальнейшее развитие событий показало правоту Москвы и, по меньшей мере, наивность западных энтузиастов. "Весна" до неузнаваемости изменила арабский мир. Во многих странах начались политические и экономические реформы, авторитарные режимы по крайней мере на время снизили избыточное давление на общество. Но вместе с тем революции привели к локальным вооруженным конфликтам, установлению военной диктатуры, "пробуждению" радикальных исламистов, волне террора, наплыву беженцев в страны Европы, полнейшему экономическому краху и еще большему обнищанию населения.

Спустя пять лет после начала революции ее итогами разочаровано подавляющее большинство участников. Основная беда в том, что "весеннее обострение" не только не устранило те пороки, против которых изначально боролись восставшие, но и погрузило арабский мир в пучину новых проблем.

В Египте, самой крупной по числу жителей стране арабского мира, революцию у сторонников демократических преобразований украли сперва исламисты, а потом военные. "Братья-мусульмане" пришли к власти в результате конкурентных выборов, но их попытка построить в стране исламское государство* вызвала возмущение силовиков. В результате произошедшего переворота в президентском дворце окопался армейский ставленник. Экономические проблемы он решает репрессивными средствами - Мубараку такое и не снилось.

Отстранение фундаменталистов от власти привело к активизации исламистских группировок на Синайском полуострове. Операция по их ликвидации пока не дала никакого результата, а жертвами боевиков стали российские граждане, летевшие злополучным рейсом-9268. Катастрофа привела к прекращению авиасообщения между Россией и Египтом, что может окончательно добить местную туристическую отрасль. В свете всего вышеперечисленного условия жизни многих людей стали только хуже. При этом существует мнение, что никакой революции в Египте так и не произошло: военные элиты, по сути державшие в руках нити управления страной при Мубараке, остались на своих местах, пожертвовав многолетним президентом, как разменной пешкой.

Ливия в результате революционных действий де-факто перестала быть единым целым. Страна впала в хаос и беззаконие, между ее новыми лидерами - исламистами и антиисламистами - идет постоянная борьба. Неконтролируемые повстанцы бессовестно воруют нефть, объемы добычи и экспорта которой и так упали в разы. Миссия ООН в Ливии завязла во внутренних противоречиях, и нет ни малейших шансов на то, что страна в ближайшее время станет на путь выхода из кризиса.

В Сирию "арабская весна" принесла крупнейшую гуманитарную катастрофу в истории страны. Акции гражданского неповиновения переросли в вооруженный конфликт, а затем и в войну всех против всех. Алавитский режим Башара Асада оказался куда более крепким, чем могло показаться на первый взгляд. По ходу дела он обзавелся союзниками в лице России и Ирана. Поначалу противостоявшая Асаду Сирийская свободная армия "сдулась", но набравшие силу боевики запрещенного в РФ "Исламского государства" погрузили страну в настоящий ад. На борьбу с ними выдвинулась западная коалиция. Теперь уже никто не помнит, с каким требованиями выходили на улицы протестующие в марте 2011 г., - борьба идет не на жизнь, а на смерть, до полного уничтожения противника. Когда имеешь дело с террористами, о мирном урегулировании не может быть и речи.

В Йемене бушует гражданская война. Повстанцам-шиитам и лояльной свергнутому президенту страны Али Абдалле Салеху части армии противостоят правительственные войска, которых на земле и с воздуха поддерживают силы арабской коалиции, возглавляемые Саудовской Аравией. Многочисленные жертвы и разрушения с каждым днем усугубляют ситуацию в стране. Лозунги, с которыми демонстранты выходили на улицы пять лет назад (например, о предоставлении женщинам более широких политических прав), сегодня кажутся чем-то несерьезным.

Единственной страной, жители которой могут хотя бы отчасти говорить о революционных завоеваниях, является Тунис, с которого все и началось. Социально-экономические требования протестующих остались без удовлетворения, но "арабская весна" запустила механизм трансформации, который привел к созданию в стране более конкурентной и демократичной политической системы.

По истечении пятилетнего срока в большинстве арабских государств ситуация стабилизировалась - или путем умеренных реформ, или при помощи внешних сил. Но практически все страны, где протесты носили массовый характер, по сей день расхлебывают тяжелые экономические последствия. Народные волнения и вооруженные конфликты нанесли огромный ущерб региону. По подсчетам местных аналитиков, его сумма приближается к $1 триллиону. Экономика Сирии, Ливии и Йемена лежит в руинах. Остальным странам пришлось очень долго "зализывать раны".

Провал "арабской весны" и крушение революционных идеалов во многом продиктованы тем, что шедшие на смену прежним колоссам силы на самом деле пеклись не о политической либерализации и экономических реформах, а о захвате власти любой ценой. К тому же единый революционный фронт так и не возник: к примеру, саудовцы, поддержавшие антиправительственные силы в Сирии, противились демократическим преобразованиям в Египте и Бахрейне.

Важнейшей особенностью "арабской весны" является то, что ее плоды пожинают далеко за пределами Ближнего Востока и Северной Африки. В войну с террористами "Исламского государства" втянуты все страны Запада. Боевики безнаказанно хозяйничают в Париже, вводя европейцев в ступор. Старый Свет захлестнула война неконтролируемой миграции, которая создает социальную напряженность в европейских странах. Вмешаться в конфликт вынуждена была и Россия.

В декабре и январе во многих арабских странах прошли манифестации и памятные акции в честь годовщины начала эпохи перемен. Люди, вышедшие почтить память павших, практически единодушно признают: большие надежды на грандиозные реформы, связанные с "арабской весной", себя так и не оправдали.

* Организация запрещена на территории РФ

Выбор читателей