Россия теряет самолеты

Уход с рынка "Трансаэро" и закрытие для чартерных перевозок Турции и Египта сократили парк самолетов отечественных авиаперевозчиков до минимума за десять лет, и оптимизация продолжается

Российские авиакомпании в прошлом году сократили парк пассажирских самолетов до минимального уровня за последние десять лет в ответ на падение спроса и кризис в экономике. Эксперты связывают это с уходом с рынка когда-то второй по величине авиакомпании "Трансаэро". Однако и нынешнее число самолетов по-прежнему избыточно для рынка, и аналитики ожидают, что по окончании высокого летнего сезона компаниям, чей бизнес основан на туристических перевозках, придется активно демпинговать или отказаться от части парка.

Фото: сайт "ЮТэйр"

В 2015 г. поставки самолетов в парк российских авиакомпаний сократились вдвое из-за снижения спроса на авиаперевозки, к таким выводам пришли эксперты ГосНИИ гражданской авиации. По их данным, в период 2008-2014 гг. в среднем в парк ежегодно поставлялось 123 пассажирских самолета, а в прошлом году было поставлено 59 судов. При этом из-за масштабных сокращений самолетного парка его состав за год уменьшился на 235 судов, и на конец года авиакомпании эксплуатировали 753 воздушных судна (547 магистральных и 206 региональных) - это самый низкий уровень за последние десять лет. Подавляющее большинство магистральных самолетов - 72% - было иностранного производства, при этом на среднемагистральные "Боинг 737" и "Аэробус A320" в прошлом году пришлось около 95% пассажирооборота российской гражданской авиации.

К сокращению провозных емкостей российские авиакомпании призывало правительство, где считали, что их профицит был главной причиной хронических убытков игроков рынка. По данным Минэкономики, избыток провозных емкостей с мая 2015 г. превысил показатели 2014 г. на 400 тыс. кресел, а в июне 2015 года составил 800 тыс. кресел. В "ЮТэйр" сообщили, что в прошлом году вывели из парка 33 самолета из-за падения спроса на авиаперевозки по определенным направлениям и резкого роста лизинговых платежей, которые номинированы в иностранной валюте. Сокращение парка позволит авиакомпании сэкономить около $100 млн только за счет сокращения лизинговых платежей. В S7 в рамках программы обновления флота из парка было выведено два самолета Boeing 737. Подтвержденных планов по получению новых воздушных судов в этом году у компании нет.

В "Аэрофлоте" на запрос издания не ответили. В начале года глава компании Виталий Савельев сообщил на встрече с президентом РФ  Владимиром Путиным, что авиапарк перевозчика насчитывает 168 судов. В декабре 2014 г. "Аэрофлот" получил 4 самолета Sukhoi Superjet, и теперь парк в парке компании 26 отечественных машин.

"В течение, наверное, ближайших четыре - пять месяцев мы получим очередные четыре машины, и будет 30 машин - это тот контракт, который у нас уже был заключен. Мы сейчас в стадии подписания с ГСС ("Гражданские самолеты Сухого") соглашения еще на 20 машин Sukhoi Superjet. Таким образом, Sukhoi Superjet будет в объеме 50 машин представлен в нашем парке", - заверил он.

Понятно, что это пополнение не способно возместить потери авиапарка, вызванные уходом с рынка более 70 самолетов "Трансаэро" и закрытием популярных чартерных авианаправлений.

"Масштабную оптимизацию, по сути, проводили только "ЮТэйр" и "Северный ветер", и почти все остальные самолеты ушли с рынка под действием "обстоятельств непреодолимой силы": либо с отзывом свидетельства эксплуатанта, либо с прекращением существования целого сегмента рынка - Египта и Турции", - говорит исполнительный директор "Авиапорта" Олег Пантелеев. По его мнению, если эти направления не реанимировать летом 2016 года, перевозчики, ориентирующиеся на туристический рынок, смогут загрузить флот на внутрироссийских курортных направлениях, но осенью им неизбежно придется покинуть рынок.

Имеющиеся провозные емкости очевидно избыточны даже с учетом недавних потерь, говорит эксперт. Он отмечает, что в условиях низкого спроса у авиакомпаний, имеющих взятые в лизинг суда, есть только один выход - получить оборотные средства за счет демпинга.

"Говорить о том, что на рынке наконец-то наступит дефицит емкостей, не приходится", - согласился ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов.

К лету на рынок вернется часть судов, ранее входивших в парк "Трансаэро", которые будут переданы в авиакомпанию "Россия". К тому же сейчас простаивает значительная часть самолетов чартерных перевозчиков, вынужденных прекратить полеты в Египет.

По мнению эксперта, если данный рынок не будет открыт, часть этого флота выйдет на рынок регулярных перевозок. Поэтому сейчас главная задача авиакомпаний - удержать пассажира за счет повышения эффективности и снижения издержек.

Читайте также

Выбор читателей