Сирийцам предложат договориться через дверь

В Швейцарии с большим трудом начались непрямые переговоры по урегулированию конфликта в Сирии. Сверхзадача переговорного процесса - положить конец гражданской войне в стране

В Женеве стартовал очередной раунд переговоров по Сирии. Представители всех заинтересованных сторон, наконец-то, съехались в Швейцарию. В последний день января делегаты оппозиционного Высшего комитета по переговорам (ВКП) встретились со спецпосланником ООН по Сирии Стаффаном де Мистурой. Первого февраля консультации будут продолжены, если никто из участников, которых с таким трудом собрали в одном месте, досрочно не выйдет из переговоров.

Стаффан де Мистура. Фото: Xu Jinquan/ Zuma/ Global Look

Перед началом очередной попытки договориться о перемирии в регионе де Мистура обратился к сирийцам, стоящим по разные стороны баррикад, с видеопосланием. "Пять лет конфликта - это слишком много. Ужас стоит перед глазами каждого... Мы рассчитываем, что вы скажете: "Остановитесь!", - сказал он.

О важности политического урегулирования говорили также главы дипломатии России и США Сергей Лавров и Джон Керри.

Сверхзадача переговорного процесса - положить конец гражданской войне в Сирии. Но учитывая то, с каким скрипом шло согласование участников конференции, большой удачей этого раунда будет его проведение без скандалов и демаршей.

Устроители женевской конференции изначально настраивались на непрямые переговоры. Это означает, что участники встречи соберутся в одном здании и будут попеременно общаться с посредниками. Но определение состава участников даже для такого формата переговоров потребовало очень много времени и сил.

Дело в том, что делегация официального Дамаска под председательством постпреда Сирии при ООН Башара Джаафари отказывалась вести диалог с террористами. Весь вопрос был в том, кого именно следует считать таковыми. Кураторы переговоров - Россия и Иран с одной стороны, США и Саудовская Аравия с другой - не могли сойтись во мнении, какие группировки следует допускать к переговорам. В итоге в Женеву отправились две оппозиционные группы.

В американско-саудовский ВКП (его возглавляет экс-премьер Сирии Рияд Хиджаб) вошли, например, курды, а также представители радикальной организации "Джейш аль-Ислам", запрещенной в России. В исповедующей суннитский ислам Саудовской Аравии такой шаг объяснили тем, что без представителей суннитских исламистских организаций переговоры о судьбе Сирии будут неполноценными.

Вторая делегация была укомплектована при активном содействии Москвы и Тегерана. В нее включили членов объединения "Народный фронт за перемены и освобождение". Руководит этой группой другой сирийский экс-премьер Кадри Джамиль.

Опасность того, что встреча в Женеве закончится, так толком и не начавшись, существует. Накануне представители ВКП выдвинули ультиматум: если Асад не снимет блокаду городов, находящихся в руках оппозиционных сил, и не прекратит обстрелы, беседы не получится.

При этом представители ВКП заявляют о своем желании "показать миру наше серьезное отношение к продвижению к поискам политического решения". Эти взаимоисключающие заявления наводят на мысль о том, что оппозиционеры просто тянут время. После начала российской военно-воздушной операции в Сирии и увеличения военно-технической помощи Дамаску перевес оказался на стороне асадовской армии. В военном плане оппозиция уже ничего не может противопоставить правительственным войскам.

Такими темпами им скоро придется говорить с Асадом не о мирном урегулировании, а об условиях капитуляции. Единственным спасением для них может стать эскалация конфликта со вступлением в боевые действия турецкой армии. Тогда оппозиция сможет продолжить противостояние.

Сирийские переговоры в Женеве важны не только для жителей самой Сирии и ближневосточных стран. Свои интересы в этом процессе имеют и ведущие мировые игроки. Россия намерена продемонстрировать, что ее участие в военной операции создало предпосылки для дипломатического прорыва. Власти США собираются представить дело так, что инициированная Вашингтоном сделка с Тегераном сделала руководителей Исламской Республики более сговорчивыми в сирийском вопросе. Наконец, европейцы хотят, чтобы война в Сирии закончилась как можно скорее и поток беженцев, от которого Евросоюз трещит по швам, иссяк.

Ранее эта общая заинтересованность в успешном исходе переговоров заставила Москву и Вашингтон смягчить свои позиции. США приняли резолюцию Совета безопасности ООН, из текста которой было исключено требование сместить Башара Асада с президентского поста. Россия, в свою очередь, заявила, что не будет бороться за то, чтобы любой ценой оставить Асада у власти.

На сближение позиций участникам переговорам по Сирии отводится полгода. По замыслу России, США, ЕС и ООН, в течение последующего года стороны должны будут согласовать изменения в Конституцию страны и договориться о подготовке к выборам.

Выбор читателей