Курс рубля
- Режим свободного падения: что ждет рубль в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
- Предсказано мощное падение доллара по двум причинам
Украинские радикалы, а за ними и официальный Киев, в стремлении насолить России перестали реально оценивать последствия собственных действий. Провокация с блокадой российских автоперевозчиков гораздо больнее ударит по самой Незалежной. Россия найдет пути "объезда", а вот для Украины, практически потерявшей российский рынок, дополнительное сокращение внешнего товарооборота вследствие "войны фур" уже критично.
Украинские фуры возле Белгорода. Фото: Антон Вергун/ ТАСС
Первой кислород российским дальнобойщикам перекрыла Польша; отечественные грузоперевозчики в результате фактически лишились основного канала сухопутного сообщения с ЕС. Затем украинские активисты начали блокировать проезд грузовиков с российскими номерами по дорогам ряда областей Западной Украины.
Минтранс РФ попытался воздействовать на Киев, введя запрет на движение украинских фур по территории нашей страны. Украина в ответ запретила въезд на свою территорию грузовых автомобилей, зарегистрированных в РФ, а националисты требуют теперь от властей полностью пересмотреть договор о транзите российского груза.
Ворота для российских фур пока держат открытыми Прибалтика и Белоруссия, но они с трудом справляются с наплывом грузовиков.
Перевозчики возлагают большие надежды на российско-польскую встречу по урегулированию транспортного кризиса, намеченную на 19 февраля. Первый зампредседателя комитета Госдумы по транспорту, президент Союза транспортников России Виталий Ефимов надеется, что компромисс будет найден в ближайшее время.
"Как быстро удастся разрешить ситуацию, зависит от властей Польши и Украины, которые, видимо, сблокировались и устроили этот коллапс. Но их грузовики тоже стоят, поэтому, наверное, чиновникам тоже пора задуматься над поиском путей решения проблемы", - сказал он корреспонденту "Yтра".
Но договариваться с некоторыми соседями становится все труднее, и грузоотправители и эксперты начинают искать альтернативные транспортные коридоры. В частности, гендиректор консалтингового агентства "Инфраньюс" Алексей Безбородов предлагает кардинальное решение проблемы - заменить автоперевозки контейнерными.
"Грузопотоки необходимо переориентировать, в первую очередь, на порты и железную дорогу. Это обойдется не дороже, но безопаснее", - уверен он.
Украинские радикалы в этом случае могут сколько угодно продолжать перекрывать свои границы в ущерб собственной экономике. По подсчетам бывшего замминистра инфраструктуры Украины Александра Кава, симметричный запрет транзита Россией затруднит поставки украинских товаров в страны Средней Азии, Финляндию и Норвегию, что грозит потерей рынка в $2 млрд в год.
Для России остановка автоперевозок через Украину, конечно, тоже не будет безболезненной, но от всего товарооборота РФ и ЕС только 10% приходится на автомобильные грузовые перевозки, так что "на российском импорте и экспорте ситуация никак не скажется", пояснил Безбородов корреспонденту "Yтра".
"Причем мы свою продукцию практически не вывозим, на три четверти это импорт. Так что 10% от торговли с ЕС - это меньше 3% от общего торгового оборота России, - отметил он. - И, если раньше, случись подобное, мог бы возникнуть дефицит каких-то продуктов в связи с недопоставками, после введения эмбарго даже этого ожидать не стоит".
Товарооборот РФ с Евросоюзом из-за санкций и роста курса валют упал за последние полтора года на 37%. Согласно статистике аналитического бюро Eurostatistica, автомобильные грузоперевозки из ЕС в РФ за 11 месяцев 2015 г. сократились по сравнению с 2014-м на 33%.
Борис Ефимов напомнил, что всего несколько дней назад, 12 февраля, Москва и Киев пришли к соглашению об обмене квотами на транзитные грузоперевозки. "Определились с квотами на этот год, по 35 тысяч разрешений на поездки с каждой стороны, и тут внезапное "нападение", - посетовал он и добавил, что из украинского "плена" российских дальнобойщиков планируется вывозить паромами через Балтику.
Понятно, что такого "подарка" от Украины никто не ожидал, и "в плену", по данным Минтранса РФ, оказалось больше 100 российских грузовиков, еще не менее 500 скопилось на въезде на Украину со стороны ЕС. Отправившиеся в рейс дальнобойщики вынуждены нести убытки. По оценкам участников рынка, расходы на проживание и бензин, а также оплату спецстоянки составляют $100 - 200 в день. Причем платить придется, скорее всего, самим водителям, а не хозяину фуры и тем более не грузовладельцу.
После взаимного запрета на движение фур соседей по своей территории Россия и Украина приняли решение продлить срок действия разрешений на транзитные перевозки до 25 февраля. Этого времени должно хватить, чтобы все застрявшие за пределами родины грузовики добрались до дома.
Владимир Путин обозначил, кого видит на высокой должности
Следователи указали на возможную преступность его действий