Киев сам себе вредит колесами

Провокация с блокадой российских автоперевозчиков гораздо больнее ударит по самой Украине. Россия найдет пути "объезда", а вот для Незалежной потери от "войны фур" уже критичны

Украинские радикалы, а за ними и официальный Киев, в стремлении насолить России перестали реально оценивать последствия собственных действий. Провокация с блокадой российских автоперевозчиков гораздо больнее ударит по самой Незалежной. Россия найдет пути "объезда", а вот для Украины, практически потерявшей российский рынок, дополнительное сокращение внешнего товарооборота вследствие "войны фур" уже критично.

Украинские фуры возле Белгорода. Фото: Антон Вергун/ ТАСС

Первой кислород российским дальнобойщикам перекрыла Польша; отечественные грузоперевозчики в результате фактически лишились основного канала сухопутного сообщения с ЕС. Затем украинские активисты начали блокировать проезд грузовиков с российскими номерами по дорогам ряда областей Западной Украины.

Минтранс РФ попытался воздействовать на Киев, введя запрет на движение украинских фур по территории нашей страны. Украина в ответ запретила въезд на свою территорию грузовых автомобилей, зарегистрированных в РФ, а националисты требуют теперь от властей полностью пересмотреть договор о транзите российского груза.

Ворота для российских фур пока держат открытыми Прибалтика и Белоруссия, но они с трудом справляются с наплывом грузовиков.

Перевозчики возлагают большие надежды на российско-польскую встречу по урегулированию транспортного кризиса, намеченную на 19 февраля. Первый зампредседателя комитета Госдумы по транспорту, президент Союза транспортников России Виталий Ефимов надеется, что компромисс будет найден в ближайшее время.

"Как быстро удастся разрешить ситуацию, зависит от властей Польши и Украины, которые, видимо, сблокировались и устроили этот коллапс. Но их грузовики тоже стоят, поэтому, наверное, чиновникам тоже пора задуматься над поиском путей решения проблемы", - сказал он корреспонденту "Yтра".

Но договариваться с некоторыми соседями становится все труднее, и грузоотправители и эксперты начинают искать альтернативные транспортные коридоры. В частности, гендиректор консалтингового агентства "Инфраньюс" Алексей Безбородов предлагает кардинальное решение проблемы - заменить автоперевозки контейнерными.

"Грузопотоки необходимо переориентировать, в первую очередь, на порты и железную дорогу. Это обойдется не дороже, но безопаснее", - уверен он.

Украинские радикалы в этом случае могут сколько угодно продолжать перекрывать свои границы в ущерб собственной экономике. По подсчетам бывшего замминистра инфраструктуры Украины Александра Кава, симметричный запрет транзита Россией затруднит поставки украинских товаров в страны Средней Азии, Финляндию и Норвегию, что грозит потерей рынка в $2 млрд в год.

Для России остановка автоперевозок через Украину, конечно, тоже не будет безболезненной, но от всего товарооборота РФ и ЕС только 10% приходится на автомобильные грузовые перевозки, так что "на российском импорте и экспорте ситуация никак не скажется", пояснил Безбородов корреспонденту "Yтра".

"Причем мы свою продукцию практически не вывозим, на три четверти это импорт. Так что 10% от торговли с ЕС - это меньше 3% от общего торгового оборота России, - отметил он. - И, если раньше, случись подобное, мог бы возникнуть дефицит каких-то продуктов в связи с недопоставками, после введения эмбарго даже этого ожидать не стоит".

Товарооборот РФ с Евросоюзом из-за санкций и роста курса валют упал за последние полтора года на 37%. Согласно статистике аналитического бюро Eurostatistica, автомобильные грузоперевозки из ЕС в РФ за 11 месяцев 2015 г. сократились по сравнению с 2014-м на 33%.

Борис Ефимов напомнил, что всего несколько дней назад, 12 февраля, Москва и Киев пришли к соглашению об обмене квотами на транзитные грузоперевозки. "Определились с квотами на этот год, по 35 тысяч разрешений на поездки с каждой стороны, и тут внезапное "нападение", - посетовал он и добавил, что из украинского "плена" российских дальнобойщиков планируется вывозить паромами через Балтику.

Понятно, что такого "подарка" от Украины никто не ожидал, и "в плену", по данным Минтранса РФ, оказалось больше 100 российских грузовиков, еще не менее 500 скопилось на въезде на Украину со стороны ЕС. Отправившиеся в рейс дальнобойщики вынуждены нести убытки. По оценкам участников рынка, расходы на проживание и бензин, а также оплату спецстоянки составляют $100 - 200 в день. Причем платить придется, скорее всего, самим водителям, а не хозяину фуры и тем более не грузовладельцу.

После взаимного запрета на движение фур соседей по своей территории Россия и Украина приняли решение продлить срок действия разрешений на транзитные перевозки до 25 февраля. Этого времени должно хватить, чтобы все застрявшие за пределами родины грузовики добрались до дома.

Выбор читателей