Афганистан стал раем для боевиков

В Средней Азии выстраивается новый оплот экстремистов. Находится он недалеко от границы РФ, и не исключено, что закаленные в боях в Сирии боевики через него попытаются проникнуть в Россию

Север Афганистана, провинции, граничащие с Таджикистаном и Пакистаном, становятся центрами скопления боевиков - как "Талибана*", так и "Исламского государства*" (ИГ*, запрещенного в России). Исламисты используют ту же тактику, что и в Сирии, захватывая сельские районы и используя социальный фактор.

Фото: Global Look

Выгодное географическое положение делает эти районы крайне привлекательными для боевиков всех мастей. Пакистанский уезд Чатрал, самая северная часть провинции Хайбер-Пахтунхва, граничит одновременно с тремя афганскими провинциями: на юге - Кунар, на западе - Нуристан, на северо-западе - Бадахшан.

Через Чатрал можно перебрасывать боевиков со всего востока и юго-востока Афганистана на север, вне сферы контроля афганских силовых ведомств. Вряд ли УНБ Афганистана ведет интенсивную разведку на приграничных пакистанских территориях.

Соседний Пакистан, как полагают эксперты, сам создает дополнительные условия для того, чтобы боевики чувствовали себя в этих районах вольготно. Об этом ярко свидетельствуют непрекращающиеся обстрелы провинций Афганистана, граничащих с Пакистаном, которые были произведены с пакистанской территории.

У Пакистана есть свой интерес в дестабилизации обстановки в Афганистане. Существует широко распространенное в афганских кругах мнение, что Пакистан проводит обстрелы с целью аннексии части территории Афганистана. Однако за прошедшие годы со стороны Пакистана не было сделано ничего, что могло бы это подтверждать, даже на уровне заявлений или выдвижения претензий на часть афганской территории.

Цель обстрелов может быть и иная: они прикрывают переброску боевиков из одной части Афганистана в другую через пакистанскую территорию, а также распугивают местное население - это влечет к росту недоверия к афганской полиции и армии и осложняет их работу. Либо же обстрелом или бомбардировкой можно достаточно эффективно отвлечь внимание от каравана со снабжением.

Дорога через территорию Пакистана до границы Таджикистана - тот путь, по которому в Россию могут попасть боевики ИГ из Сирии и Ирака. В Сирии сейчас довольно успешно развивается наступление сирийской армии, также активизировалось наступление на силы исламистов в Ираке. Боевики будут искать возможные пути отступления, а значит, вполне можно ожидать переброски части сил боевиков ИГ в Афганистан и далее по обозначенному выше маршруту.

Но есть и иные причины. Экономическая ситуация на севере Афганистана в определенной степени благоприятствует переходу населения на сторону боевиков. Из-за хозяйственных трудностей, высокой безработицы и нищеты, без надежды на будущее население начинает поддерживать антиправительственные силы, веря агрессивной пропаганде исламистов.

В последние годы в северных провинциях Афганистана, в частности - в провинции Балх, пограничной с Узбекистаном, также возникли большие трудности в сельском хозяйстве, связанные с износом ирригационных систем и острой нехваткой поливной воды. Существующие в этом регионе ирригационные системы очень небольшие по площади, плохо оборудованы и потребностей в поливной воде не удовлетворяют.

Согласно порталу Министерства сельского хозяйства Афганистана, в стране существует в целом 14 млн га земель для выращивания различных аграрных культур, но снабжается водой только 2,5 млн гектаров. Из-за нехватки воды засевается только две трети из наличных поливных земель. Итог - невысокие урожаи, низкие доходы крестьян.

В провинции Балх растет также социальное расслоение, поскольку Мазари-Шариф и Хайратон - это крупные транзитные центры, через которые идет поток грузов в адрес иностранного военного контингента в Афганистане, а также экспортно-импортные грузы афганских предпринимателей. В провинции сочетаются довольно высокий по афганским меркам уровень жизни именно в этих городах и катастрофическая бедность в сельских уездах.

Талибы* и "Исламское государство" пользуются этим и без труда вербуют тысячи боевиков из местного населения. Стоит особо подчеркнуть, что в Сирии основная территория, контролируемая ИГ, - это плодородные земли вдоль Евфрата, которые имеют около 80% сирийских водных ресурсов и давали примерно 50 - 60% всей сельскохозяйственной продукции, в особенности - зерновых культур.

ИГ, как видно, укрепилась именно в сельских, земледельческих районах, но не смогла взять города с развитой промышленностью и бизнесом, а также с высоким транспортным значением - такой как Хомс, стоящий в горном проходе между пустынными районами Сирии и прибрежной частью страны.

В северных провинциях присутствует и чисто политический фактор внутреннего размежевания между сторонниками вице-президента Афганистана Абдула Рашида Дустума (он является также лидером узбекской общины в Афганистане) и губернатора провинции Балх Атта Моххамада Нура, таджиком по национальности. Их взаимная вражда довольно давняя и наблюдалась еще в самом начале международной операции.

В условиях резко ухудшившейся ситуации в Афганистане старый конфликт Дустума и Нура, на время затихший, может снова прорваться наружу. Как рассказал "Русской Планете" генерал Залмай Виса, бывший командующий северной группировкой афганских войск, в нагнетании ситуации между генералами Абдулом Рашидом Дустумом и Атой Нуром замечены и талибы, и ИГ, и пуштунские националисты. Свой интерес, как считает генерал, есть также у пакистанской разведки.

Афганистан готовится отражать эти атаки: в начале прошлой недели Минобороны Афганистана объявило о начале операции под названием Шафак и начале широкомасштабных боевых действий против боевиков по всей стране, информация об этом опубликована на портале министерства. Однако эксперты опасаются, что в нынешнем году будет отмечаться рост нестабильности и угроз в северных провинциях Афганистана.

Далее читайте на "Русской планете".

* Организация запрещена на территории РФ

Выбор читателей