Иран и КНДР пристрелялись

Участие ИРИ в конфликте в Арабской Республике не ограничивается отправкой инструкторов и бойцов Корпуса стражей исламской революции. Тегеран демонстрирует вооружения в надежде найти на них покупателя. Пхеньян маячит поблизости

Сирийская армия начала атаку на позиции боевиков в районе города Алеппо. Вместе с сирийскими войсками воюют и иранцы - добровольческая бригада "Фатимиюн", укомплектованная этническими хазарейцами - ираноязычными шиитами монгольского и иранского происхождения.

Фото: MAJID ASGARIPOUR/ EPA

Участие Ирана в сирийском конфликте не сводится только к отправке в правительственные сирийские войска инструкторов из состава иранской армии и Корпуса стражей исламской революции. Иран заявил о себе, как о государстве, которое претендует стать лидером на рынке экспорта вооружений в регионе Ближнего Востока и, возможно, Индокитая.

Геополитический расклад вокруг военного конфликта в Сирии во многом напоминает ситуацию, сложившуюся вокруг Вьетнама. Среди основных союзников Вьетнамской народной армии - главной силы прокоммунистического Северного Вьетнама  - были СССР и Китай. Обе страны поставляли ей вооружения, причем существовало определенное негласное разделение: от СССР получали высокотехнологичные системы, такие как ЗРК С-75 "Двина", от китайской стороны - стрелковое оружие, артиллерию, боеприпасы - одним словом , оружие ближнего боя. В итоге, практически все "калашниковы", запечатленные на военных снимках, - китайские копии советского оружия.

Не секрет, что вместе с поставками боевой техники СССР после завершения Второй мировой войны помог Китаю практически заново построить свою промышленность, в том числе и оборонную. С оружием передавались и его чертежи, вместе с документацией на заводы, на которых оно должно производиться. К моменту начала реформ Дэн Сяопина Китай мог вполне самостоятельно обеспечить свои потребности в стрелковом оружии, бронетехники и некоторой части авиации. Сегодня Поднебесная не только производит собственные образцы вооружений, но и является активным экспортером в "догоняющие страны", к которым относится ряд государств Латинской Америки, Африки и Ближнего Востока.

На одну из ведущих ролей в экспорте вооружений претендует и Иран, который, по данным открытых источников, сегодня поставляет вооружение в такие страны как Ливан, Алжир, Азербайджан, Ливия, Нигерия, Сенегал, Сирия, Туркменистан. Традиционно эти государства относились к категории так называемого "третьего мира". Однако, в последнее десятилетие прошлого века многим из них удалось сделать серьезную заявку на попадание в число развитых стран. Во всяком случае, Сирию, Ливан, Алжир, Азербайджан никак нельзя считать отсталыми по всем параметрам.

На пятки Исламской Республике уж наступает Северная Корея, которую до недавнего времени на рынке вооружений никто не воспринимал всерьез. Но похоже, и КНДР может найти свою нишу.

После окончания холодной войны между СССР и США, казалось, что новым независимым демократиям нужны только полицейские силы для обеспечения внутреннего порядка - внешней угрозы больше ведь не существует. Оказалось, что современную регулярную армию списывать со счетов рано. Крайне ограниченные военные бюджеты и неразвитый собственный ВПК вынуждают приобретать вооружения за рубежом, причем на высокотехнологичные системы, типа комплексов ПВО, РЛС, управляемого вооружения, им рассчитывать не приходится  по причине неподъемной цены. Выход из положения - закупка оружия у стран не из первых позиций списка экспортеров.

Особенности геополитического положения Ирана и КНДР, которые долгое время живут, фактически, в режиме частичной изоляции, заставляет действовать "ассиметрично". Образцы советской техники и вооружения эпохи 70 - 80-х гг. в этих странах проходят многочисленные модернизации и собственные доработки. В результате на свет появляется необычная военная техника, которая, хоть и уступает современным аналогам стран НАТО, но при этом выглядит вполне конкурентоспособно для локальных, полупартизанских конфликтов. Главное преимущество такой техники - относительная дешевизна при достаточном уровне "убойности".

Так, на вооружении армии и Корпуса стражей исламской революции Ирана стоят многочисленные образцы вооружений самых разных стран.

Основу истребительной авиации ВВС составляют МиГ-29, F-14. В качестве ударных самолетов используются "Фантом - 2" и F-5 "Фридом Файтер", участвовавшие еще во Вьетнамской войне. Вертолетный парк представлен различными машинами фирмы Bell, тоже достаточно устаревшими.

Танки, основа сухопутных войск, представлены в Иране машинами на основе советских Т-55, Т-62, Т-72. Собственная разработка - танк "Зульфикар" - сделана на основе творчески переработанных концепций американских машин М-48 и М-60, а так же советского Т-72. Представлены даже свои версии английских машин "Чифтен" и "Скорпион".  

Наиболее высокотехнологичная составляющая современных армий – управляемое ракетное оружие создается за счет российских компонентов систем ПВО и РЛС.

Самая главная отличительная особенность иранской армии – ее эклектичность, гораздо большая, пожалуй, чем у большинства стран региона.

Потенциал Исламской республики, как военного экспортера оценивается пока осторожно. "Можно сказать, что у Ирана есть неплохие наработки в области управляемого противотанкового вооружения. Тем не менее, в число ведущих экспортеров оружия Иран пока явно не входит. Развитие экономики и ВПК очень сильно тормозится санкциями", - уверен военный эксперт Игорь Коротченко.

Армия КНДР так же развивалась в условиях практически полной изоляции. Северокорейские военные разработки основаны на советских технологиях и опыте. Экспортный потенциал страны пока довольно призрачен. Тем не менее, в Сирии были замечены образцы оружия, состоящие на вооружении в КНДР, в частности ручной пулемет "Тип-73", - у добровольческой бригады "Фатимиюн", составленной, по некоторым данным, из бойцов Корпуса стражей исламской революции. 

Возможно это единичные случаи, но сам факт, что КНДР пытается искать пути выхода на внешние рынки, в том числе и оружейный, пусть и в узком пока сегменте, во многом показателен. Северокорейские солдаты оказывали существенную помощь вьетнамским коммунистам в борьбе против США. Так что опыт международного обмена по линии вооружений у КНДР есть. 

На примере Китая, который сейчас проводит активную экономическую экспансию в страны Африки, молодые азиатские экономики увидели для себя потенциальную нишу, где они могут опередить американцев и европейцев.  Помимо инвестиций, азиатские и ближневосточные страны могут попробовать себя и в качестве экспортеров оружия, пусть и в небольших пока объемах.

В Африке спрос на стрелковое оружие остается высоким, начиная с середины прошлого века. Прагматичные азиатские коммерсанты вполне могут закрыть глаза на некоторые вещи, отталкивающие страны Старого Света - диктаторские режимы, нарушение прав человека, религиозный фундаментализм.

Таким образом, сирийский конфликт создаст новую конфигурацию на мировой арене - азиатские и африканские страны вполне могут создать если не военно-политический блок, то экономический альянс - вполне.

Выбор читателей