На пиво в пластике наложат табу

Производители пенного напитка просят не уничтожать их отрасль лоббированием запрета ПЭТ-тары ради незначительной выгоды. В результате люди переключатся на дешевую водку, причем в стеклянных бутылках, предупреждают они

Союз российских пивоваров обвинил руководителя компании UC Rusal Олега Дерипаску в уничтожении пивоваренной отрасли. Такой вывод можно почерпнуть из открытого письма объединения, размещенного в среду, 13 апреля, на страницах газеты "КоммерсантЪ".

Фото: Evgeniy Kanaev/ Russian Look

Поводом для публичного выступления послужило правительственное совещание, посвященное развитию производств высоких переделов в черной и цветной металлургии. На этом мероприятии, прошедшем 30 марта в Перми, известный олигарх призвал ускорить процесс решения вопроса о судьбе ПЭТ-тары. Отсутствие такого решения, по его словам, тормозит развитие алюминиевой промышленности.

Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил профильным ведомствам рассмотреть вопрос принятия в весеннюю сессию 2016 года законопроекта о поэтапном снижении производства и оборота алкогольной продукции в ПЭТ-таре с учетом позиции правительства, изложенной в отзыве на этот законопроект. Об исполнении поручения необходимо доложить до 1 июня 2016 года. 

В отзыве, данном еще год назад, правительство поддерживает законопроект и предлагает перейти на производство алкогольной продукции в ПЭТ-таре объемом не более 1,5 л уже с 1 июля 2016 г., а в дальнейшем поэтапно уменьшить допустимый объем тары до 0,5 литра. Все это "в целях реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма".

Дешевизна пластиковой тары повышает доступность этого напитка для населения, а ее большой объем заставляет пить больше, в результате чего потребление пива в стране приобрело "угрожающий объем", отмечали авторы законопроекта - депутаты от "Единой России" Михаил Тарасенко и Раиса Кармазина в пояснительной записке к документу. Он бы внесен в Госдуму еще весной 2013 г. и в июне 2014-го был принят в первом чтении. С тех пор законопроект больше не рассматривался, напоминает РБК.

Заморозку процесса можно объяснить как титаническими усилиями пивного лобби (за эти полтора года тема ПЭТ-упаковки неоднократно всплывала в СМИ), так и объективными причинами. Потребление пива в стране и так снижается уже несколько лет. По данным Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя, в 2007 году россияне выпили за год порядка 11,5 млрд литров, а в 2015 году – около 8,2 млрд литров. "Благодаря многочисленным запретительным мерам потребление пива в России сократилось на 30%, сокращение идет по всем видам упаковки – и алюминию, и стеклу, и пластику", - говорится в открытом письме пивоваров.

Истинная причина запрета, по их мнению, не забота о здоровье нации, а попытка заставить россиян переключится на более дорогую алюминиевую банку. Но этого не произойдет, предупреждают они. "Мы хорошо знаем своих потребителей и понимаем, что они покупают пиво в пластике не потому, что им не нравится алюминий, а потому, что оно существенно дешевле. Многие из них просто не могут себе позволить продукцию в замечательной упаковке из Вашего "крылатого металла", - пишут пивовары Дерипаске. - В результате такого запрета они переключатся на дешевую водку, причем в стеклянных бутылках".

Авторы послания признают, что в случае запрета ПЭТ-упаковки спрос на алюминиевую банку вырастет. Но всего на несколько процентов, тогда как спрос на пиво в целом упадет на 20-30 процентов. "Вы получите дополнительный объем продаж в несколько тысяч тонн алюминия, а мы закроем несколько заводов, регионы лишатся 40 миллиардов рублей налогов, десятки тысяч людей лишатся работы, вырастет алкоголизм. Стоят ли несколько тысяч тонн алюминия всего этого"? – риторически вопрошают они.

"Для построения цивилизованного общества необходимы цивилизованные законы и соответствующая культура, которые нужно создавать", - отмечают, в свою очередь, представители Олега Дерипаски. Пивоваренная отрасль в Европе процветает и развивается, несмотря на отсутствие пластиковой тары при розливе пива. Так, в Швеции, Ирландии и Нидерландах пивоваренная продукция в ПЭТ-таре отсутствует как класс, в Великобритании, Италии и Франции ее доля на рынке на уровне около 0,1%. В Казахстане запрет на  реализацию алкогольной продукции в ПЭТ-таре действует с 1999 года и производство пива в стране с того момента только выросло, напоминают пивоварам.

При этом не очень понятно, что же мешает этим компаниям работать по таким же принципам в России. "Сейчас в нашей стране более 70% пивоваренной продукции производится в ПЭТ-таре. Когда мы говорим об уровне жизни, мы, в том числе, подразумеваем стандарты и принципы, которые разделяются во всем мире, которые характеризуют качество жизни человека в цивилизованном обществе. В этом смысле Россия не может быть исключением и политика двойных стандартов здесь не работает", - резюмируют представители бизнесмена. 

Руководитель Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз, между тем, отмечает, что тревога пивоваров вполне понятна – на долю пластиковой тары приходится почти половина всего пива, продаваемого в России. Но и сами представители отрасли, говоря о своих страданиях в результате излишней зарегулированности отрасли, повышения акцизов, запрета рекламы, угрозы запрета ПЭТ-упаковки и, наконец, кризиса, слегка лукавят. Или искренне заблуждаются. 

Главная причина снижения потребления пива не экономическая, а демографическая, уверен эксперт. Это следствие той самой демографической ямы, о которой сегодня так любят поговорить и на рынке труда, прогнозируя будущий дефицит рабочих рук. Дело в том, что с начала 1990-х и вплоть до 2002 года в стране резко сократилась рождаемость (по вполне понятным причинам). И сейчас в зрелые возраста вступают малочисленные поколения, рожденные в этот период.

На рынке пива это сказалось в первую очередь, поскольку пить его начинают в среднем в 17-18 лет, а потом постепенно переключаются на более крепкие напитки. После 55 лет мужчины пиво уже практически не пьют, отмечает эксперт. Вот и получается, что пивные "ветераны" из рядов выбывают, а свежих рекрутов им на смену приходит гораздо меньше.

На рынке крепкого алкоголя, который обычно начинают активно употреблять ближе к 27-28 годам, демографический кризис, по прогнозам аналитика, начнется в 2017-2018 году. Вино – в основном женская тема. Дамы в среднем приобщаются к благородному напитку в 21-22 года. И здесь спад наблюдался с 2011-2012 годов. Но благодаря мерам поддержки отрасли в последнее время (во многом из-за присоединения Крыма с его виноградниками), эта тенденция прервалась, и в 2015 году был отмечен даже рост, хотя и скромный.

Выбор читателей