Летающая пожарная машина встала на поток

Спустя много лет после первых испытаний уникальный российский реактивный гидросамолет все-таки запущен в серийное производство. Творческое наследие конструкторского бюро Бериева сохранено

Таганрогский авиазавод имени Бериева собрал первый серийный самолет-амфибию Бе-200ЧС. По сравнению с предшественником он обновлен почти наполовину. До конца года планируется проведение летных испытаний и передача МЧС двух таких самолетов. По словам президента Объединений авиастроительной корпорации Олега Слюсаря, это этот продукт российского авиапрома уникален - это единственный реактивный гидросамолет, который может выполнять противопожарные задачи. 

Бе-200ЧС на аваишоу. Фото: Uacrussia.ru

Первыми из иностранцев оценить надежность новой крылатой машины смогут индонезийцы - контракт с ними на поставку Бе-200ЧС, как говорится, на подходе. Впрочем, интерес он вызывает и в других странах. Бериевскую машину в Юго-Восточной Азии рассчитывают использовать не только для пожаротушения, но и в поисково-спасательных операциях на море. 

Однако возможный спектр применения этого самолета-амфибии значительно шире - помимо уже перечисленного, он может быть задействован в оказании экстренной помощи в районах чрезвычайных бедствий, санитарных и грузовых перевозках, использован для мониторинга окружающей среды. И интересен он не только гражданским, но военным.

У самолета-амфибии Бе-200 судьба выдающаяся и трагическая одновременно. Конструкторское бюро Георгия Бериева занималось темой гидросамолетов. Главным заказчиком КБ традиционно были военные. Когда американские подводные лодки с ядерными ракетами на борту встали на боевое дежурство у российских берегов, оказалось, что лучше всего для их поиска подойдет гидросамолет, конструкция которого обеспечивала бы большую дальность полета, возможность дозаправки и посадки на воду при небольшом волнении моря. Предшественником Бе-200 был гидросамолет А-40 "Альбатрос", также предназначенный для нужд военно-морской авиации. Однако проект разрабатывался на границе 1980-х и 1990-х гг. и в серию не пошел из-за отсутствия денег.

Поскольку других проектов в портфеле КБ Бериева в ту пору не было, речь могла идти о закрытии КБ. Но все же сконструированному в Таганроге гидросамолету даровали жизнь - было принято решение адаптировать его для гражданских нужд.

ТАНТК имени Бериева выкатывает первый серийный Бе-200ЧС . Фото: Beriev.com

В итоге получился Бе-200 - уникальный самолет-амфибия с реактивными двигателями. В чем состоит основное преимущество гидросамолета? Он может производить посадку и взлет с любой водной поверхности при условии несильного волнения, то есть практически все крупные реки подходят для гидросамолетов в качестве взлетно-посадочной полосы. Возможность садиться на воду и оставаться на плаву открывает широкий круг возможностей - от спасения терпящих бедствие до установки радиобуев для поиска подводных лодок. О других вариантах его применения мы уже говорили выше, отметим лишь, что все же главное его предназначение - быть летающей пожарной машиной. Он способен решить основную задачу, встающую при тушении лесных и торфяных пожаров, - доставить большую массу воды к труднодоступным, удаленным от водных артерий местам, в которых обычно они вспыхивают.

В герметичных внутренних баках самолета может быть до 12 т воды, которую можно набирать в любом ближайшем водоеме. Такое количество полезного груза не может взять на борт ни один из существующих пожарных самолетов. Со стороны забор воды выглядит очень эффектно: самолет будто бы скользит по воде, слегка касаясь ее поверхности. Не совершая полной посадки, а лишь снижая скорость, самолет открывает специальные люки, и вода стремительным потоком за считанные секунды набирается в цистерны. После этого Бе-200 может снова взлетать и отправляться к очагу пожара.

Еще одним уникальным свойством самолета является устойчивость его корпуса в морской воде. Таким образом, ограничений по использованию практически нет. Кроме корпуса, были адаптированы к воде и устанавливаемые на самолет реактивные двигатели (их применение дало возможность увеличить массу, которую можно взять на борт).

"Проверку боем" самолет прошел в тушении пожаров не только в России, но и за ее пределами. Так, осенью 2004 г. российские пожарные вылетели на помощь своим итальянским коллегам тушить сильные лесные пожары на остров Сардинию. Самолет, пилотируемый совместным российско-итальянским экипажем, совершил более 100 вылетов, отработав около 90 летных часов. Амфибия успешно выполнила задачи по тушению возгораний в гористой местности, приняв участие в тушении четырех лесных пожаров. Тогда за 7 летных часов с самолета было сброшено свыше 300 тонн воды. Миссия завершилась успешно. Итальянская сторона высоко оценила работу самолета-амфибии.

В настоящий момент ТАНТК имени Г.М. Бериева выполняет контракты МЧС России и Министерства обороны России. До 2025 г. Объединенная авиастроительная корпорация готова поставить в интересах российских и иностранных заказчиков до 26 воздушных судов данного типа.

Выбор читателей