КНДР растопила ядерный реактор

Активизировав производство плутониевого топлива, Пхеньян пошел на прямое нарушение международных санкций, усиление которых произошло после очередных ядерных испытаний в январе этого года

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) во вторник сообщило о возобновлении работы плутониевого реактора в северокорейском Йонбёне. По словам главы МАГАТЭ Юкии Амано, эксперты МАГАТЭ сделали вывод о начале работы реактора по таким характерным признакам, как увеличение числа центрифуг и появление в отводных каналах реактора воды. Поскольку Пхеньян не допускает на свои объекты экспертов МАГАТЭ, все выводы основаны на информации, полученной со спутника. При этом Амано не исключает, что реактор будет использован для переработки отработавшего ядерного топлива.

Сообщение об испытаниях КНДР водородной бомбы в 2016 году. Фото: Yao Qilin/ Zuma/ TASS

Ранее, в апреле 2016 г., о возобновлении работы реактора в Йонбёне заявили американские специалисты. Они также базировали свои выводы на данных спутниковой съемки. После этого Пхеньян официально объявил о возобновлении работы плутониевого реактора.

Графитовый реактор в Йонбёне построен в 1980-е годы. Работа реактора была приостановлена в 1994 г. в обмен на продовольственную помощь Пхеньяну. Затем в период с 2002 по 2007 год КНДР возобновляла работу реактора. За время его эксплуатации Северной Корее удалось получить около 34-36 кг плутония и осуществить испытания плутониевой ядерной бомбы в 2006 и 2009 годах. В 2013-м северокорейские власти заявляли о намерении перезапустить все ядерные объекты.

По данным МАГАТЭ, репроцессинг оружейного плутония предусматривает извлечение плутония из отработанного ядерного топлива и дальнейшую его обработку. Мировое сообщество имеет приблизительные данные о количестве оружейного урана и плутония в КНДР. Эксперты Корейского института при Университете международных исследований Джонса Хопкинса (США) прогнозируют, что запасы ядерного оружия Северной Кореи могут вырасти до 20, 50 или 100 бомб в течение пяти лет.

В прошлом Северная Корея часто получала ключевые компоненты своей ядерной программы из других стран, несмотря на действующие международные санкции. Однако на сей раз международными экспертами не было выявлено никаких признаков внешних закупок, участвующих в переработке.

Активизировав производство плутониевого топлива, Пхеньян пошел на прямое нарушение международных санкций, усиление которых произошло после очередных ядерных испытаний в январе этого года. 

Выбор читателей