"Илья Муромец" защитит Арктику

Впервые в истории российского флота на вооружение принимается специальный корабль для обеспечения действий в северных льдах. В случае необходимости он сможет постоять за себя

Главком ВМФ адмирал Владимир Королев сообщил, что 10 июня со стапелей "Адмиралтейских верфей" на воду будет спущен головной ледокол дизель-электрический проекта 21180 "Илья Муромец". Сообщается, что ледокол нового поколения по своим характеристикам обладает возможностями эффективно выполнять задачи в арктических морях в сложной ледовой обстановке. Речь идет прежде всего о патрульной службе, обеспечении развертывания баз в Арктике, так что новый корабль поступит для несения службы на Северный флот.

Фото: сайт конструкторского бюро по проектированию судов "Вымпел"

По информации разработчиков, "Илья Муромец" получит винто-рулевые колонки типа "азипод", которые ранее не устанавливались на корабли Военно-морского флота. Это устройство напоминает собой двигатель моторной лодки, который закреплен под днищем корабля, только винт не один, а два - с разных сторон. С их помощью вся конструкция может поворачиваться на 360 градусов.

Главное достоинство "азипода" - возможность быстро менять курс судна, а благодаря способности вращаться вокруг своей оси корабль может маневрировать буквально на пятачке. Эта способность приобретает очень большое значение при движении по извилистым коридорам во льдах - при необходимости "Илья Муромец" сможет не только мчаться вперед на всех парах, но и пятиться для разбега, расталкивать льдины корпусом, изготовленным из стали особо прочного сплава.

Ранее корабли ледового класса в основном обслуживали гражданские нужды, главным предназначением ледоколов была проводка караванов грузовых судов по маршруту Северного морского пути. Лед на этой морской трассе достаточно мощный, поэтому были разработаны специальные проекты судов с усиленным корпусом и атомной силовой установкой. Гиганты типа "Ленина" и "Арктики" могли с легкостью пробивать лед толщиной до 2 метров. Конечно, ледоколы могли использоваться и для проводки военных кораблей через торосы, но специальных военных судов такого класса на вооружении еще не было.

Нахождение в рядах Северного флота как бы обязывает "Илью Муромца" иметь на борту не только мирные средства связи и наблюдения, но и оружие. Пока точной информации о возможных вариантах вооружения ледокола нет, но, по некоторым сведениям, просочившимся в СМИ, рассматривается возможность установки на них крылатых ракет "Калибр" и универсального артиллерийского орудия калибром 100 мм. На ледоколе оборудована вертолетная площадка, а где вертолеты, там есть возможность поиска и обнаружения подводных лодок вероятного противника.

По сравнению со своим потенциальным конкурентом - норвежским кораблем береговой охраны типа "Свальбард" "Илья Муромец" выглядит более выигрышно. Норвежец, несмотря на свой арктический класс, не может действовать во льдах толщиной более метра.

Запланировано построить серию из четырех подобных ледоколов.

Выбор читателей