Запад еще раз "уел" Россию

Россию поставили по миролюбию в один ряд с Конго и Северной Кореей. Объективностью в исследовании Института экономики и мира и не пахнет, а его результаты вызывают, как минимум, недоумение

Расположенный в британской столице Институт экономики и мира опубликовал очередной Глобальный индекс миролюбия (Global Peace Index), многократно процитированный мировыми СМИ. Возглавляет рейтинг самая миролюбивая, по мнению авторов, Исландия, а замыкает его Сирия. Россия занимает "почетное" 151-е место, отстав от Северной Кореи, но зато обогнав Демократическую Республику Конго.

Фото: Сергей Коньков / ТАСС

Всего в рейтинге 163 позиции, и хуже, чем в РФ, дела с миролюбием обстоят лишь в Конго, Пакистане, Ливии, Судане, на Украине, в ЮАР, Йемене, Сомали, Афганистане, Ираке, Южном Судане и Сирии.

К большому счастью, время, когда рейтинги, подобные Глобальному индексу миролюбия, влияли на умы и становились основой для политических или экономических решений, ощутимо близится к завершению. Однако периодически подобные агитматериалы публикуются и распространяются, не имея никаких других практических целей, кроме информационно-пропагандистской, поскольку методология, применяемая исследователями, не имеет ничего общего с наукой, а их выводы крайне неоднозначны.

Красивые цифры без всякого смысла

Сам термин "индекс миролюбия" уже вызывает некоторое недоумение. Те же Сирия или Ирак наверняка были бы счастливы, если бы на их территории воцарился мир. Поскольку гражданская война и терроризм, процветающий в этих странах, мало связаны с уровнем природного миролюбия сирийцев и иракцев, будучи вызваны внешними факторами.

Сами составители рейтинга сообщают, что он строится на основе ряда ключевых параметров, по мнению авторов, поддающихся однозначному определению и измерению. Они таковы: финансирование программ ООН, количество полицейских в сравнении с общей численностью населения, насильственные преступления, ущемления, массовые беспорядки, участие во внешних конфликтах, военные расходы, масштаб политического террора, количество беженцев и внутренне перемещенных лиц, влияние терроризма.

Кроме того, принимаются во внимание так называемые длительные тренды. Их полтора десятка, и они охватывают крайне широкую палитру, от доступа населения к оружию до успешности страны как экспортера или импортера оружия и статуса владения ядерным оружием. Существуют совсем примечательные пункты вроде "отношений с соседними странами".

Все эти категории исчисляются в процентах, причем логика подсчета и объективность самих цифр не комментируются вообще никак. Например, Россия объединена в единый объект исследования с Таджикистаном, Узбекистаном и всем бывшим СССР, за исключением Прибалтики, что приводит к странным результатам, согласно которым "Россия и Евразия" критикуются авторами рейтинга как регион, одновременно нарастивший экспорт оружия на непонятные 10,8% и импорт - на 22,2%.

Неизвестно почему, но показатель "беженцы и внутренне перемещенные лица" в регионе ухудшился на 29,2%. Аналогичный показатель в регионе "Ближний Восток и Северная Африка" ухудшился на 83,8%. При этом в Европе он стал хуже на 2,6%.

По какой-то причине авторы совершенно не учитывают того обстоятельства, что ухудшение ситуации с беженцами в Африке закономерно привело к ухудшению целого ряда показателей там, куда они отправились - в Европе. Однако Европа указана в рейтинге в качестве самого миролюбивого региона, и обнаружить корреляцию ее показателей с наплывом беженцев достаточно трудно.

Сложно сказать почему, но самой агрессивной и немирной страной Европы является Македония - у нее 94-я позиция. Литва, Латвия, Эстония и Польша, постоянно требующие размещения на своих территориях контингентов НАТО и элементов глобальной американской противоракетной обороны, напротив, помещены в топ наиболее миролюбивых держав. Черногория, активно пытающаяся стать членом Североатлантического альянса, по мнению составителей, вполне миролюбивое государство.

США, военный бюджет которых составляет половину всех военных расходов планеты, которые имеют около 650 военных баз по всему миру, которые участвуют на данный момент как минимум в 3–4 конфликтах, по мнению составителей рейтинга, более миролюбивы, чем Белоруссия: 103-я и 106-я позиции соответственно.

Миролюбиво сбитый самолет

Относительно России - Евразии в докладе говорится следующее: "Наиболее заметные улучшения в регионе были продемонстрированы Белоруссией, Казахстаном и Узбекистаном. Наихудшие показатели у Таджикистана и Украины. В Таджикистане это связано с возросшими рисками внутреннего конфликта, который может быть спровоцирован растущим авторитаризмом правления президента Эмомали Рахмона и серьезным экономическим спадом. Второе соглашение о прекращении огня, подписанное в феврале 2015-го, привело к значительному уменьшению интенсивности боевых действий на востоке Украины. Тем не менее положительная оценка была нивелирована резким ростом милитаризации этой страны. В случае России, в то время как военные действия в Донбассе снизились, в сентябре российские ВВС начали бомбардировки в Сирии - пять с половиной месяцев кампании, якобы направленной на борьбу с ИГИЛ*, но в основном служившей укреплению режима президента Башара аль-Асада. Это был первый случай боевых действий страны за пределами постсоветского пространства с момента распада Советского Союза. Кампания привела к серьезной дипломатической конфронтации с Турцией в ноябре, после того как последняя сбила российский штурмовик, утверждая, что он нарушил ее воздушное пространство".

Другими словами, Россия есть оплот воинственности, поскольку ее самолет сбила Турция, в то время как Россия боролась с терроризмом. То, что борьба с террором как раз и демонстрирует явное стремление к глобальному миролюбию, деликатно игнорируется.

Непонятно, какая наличествует связь между снижением интенсивности боевых действий в Донбассе и началом контртеррористической операции ВКС РФ в Сирии. А также непонятна причина, по которой в комментарии содержится отсылка к Башару Асаду: сирийский президент вряд ли может персонально влиять на такие категории, как воинственность третьих государств или их пацифизм.

Весьма забавно подано участие США в сирийском конфликте и его влияние на американское место в рейтинге. "Отношения между США и Россией ухудшились после начала оказания Россией поддержки сирийскому правительству во главе с президентом Башаром аль-Асадом, что поместило бывших соперников в холодной войне по разные стороны конфликта".

То есть в ухудшившемся показателе США "вовлеченность во внешние конфликты" виноват не Вашингтон, а Россия. Или, по крайней мере, Башар Асад.

Очевидно, что научная ценность таких исследований, как Global Peace Index, стремится к нулю. Охваченная гражданской войной страна, где предсказуемо нарушаются права человека, растет уровень убийств и т.д., зачастую преподносится в рейтинге как менее миролюбивая, нежели государство, прямо причастное к инициации этого конфликта. Франция и Италия, например, активно способствовали тому, что Ливия окажется среди наименее миролюбивых стран, однако сами они указаны в качестве примеров для подражания. Нельзя не отметить и то, что при помощи такого показателя, как "финансирование программ ООН", можно существенно повлиять на свое место в рейтинге. Такие же категории, как "ущемления" или "политический террор", которые используются при вынесении вердиктов относительно воинственности или агрессивности государства, вообще слабо поддаются объективному исчислению, а оценка их косвенного влияния на предмет исследования в лучшем случае будет вольной трактовкой.

Читайте также на "Русской планете".

* Организация запрещена на территории РФ

Выбор читателей