Судьбу Сирии есть кому решать без США

Москва, Дамаск и Тегеран стоят на единой позиции - будущее Сирии в руках ее народа. Но встреча министров обороны трех стран также показывает Вашингтону - его мнение могут и не учесть

Министры обороны РФ, Сирии и Ирана вечером 9 июня провели встречу в Тегеране. Большая часть беседы носила закрытый характер, и достоверно неизвестно, о чем главы военных ведомств разговаривали и каких договоренностей достигли.

Министр обороны России Сергей Шойгу, министр обороны Ирана Хосейн Дехган и министр обороны Сирии Фахд Джасем аль-Фредж (слева направо) во время трехсторонней встречи. Фото: Вадим Савицкий/ТАСС

Как полагают СМИ, на повестке дне стояли наиболее актуальные вопросы, связанные с конфликтом в САР: регулярное нарушение режима тишины, определение целей для авиаударов и координация наземных операций. "Это был полезный и откровенный разговор, мы убедились, что по многим вопросам, связанным с разрешением сирийского кризиса, наши позиции совпадают", - заявил источник в Минобороны РФ.

Встреча в столице ИРИ имеет не только большое практическое значение. Западная пресса неоднократно писала о разногласиях между Россией и Ираном по поводу Сирии, а также о якобы готовности Москвы "сдать" Асада, чтобы выторговать у Запада политические и экономические преференции. Переговоры трех министров обороны демонстрируют обратное: противнику не удалось вбить клин в военный союз, де-факто созданный еще в 2013 году.

Беседа между Сергеем Шойгу (РФ), Хосейном Дехганом (ИРИ) и Фахдом аль-Фрейджем (САР) призвана показать всему миру, что у трех государств отсутствуют серьезные противоречия и они готовы действовать в рамках общих задач. Из высказывания иранского министра и других официальных лиц перед началом закрытой встречи следует, что основная тема переговоров - способы уничтожения террористических группировок в условиях перемирия.

"Должны быть приложены все возможные усилия с тем, чтобы обеспечить сирийскому народу спокойную обстановку для проведения выборов и возможность самому решать свою судьбу. Никто, кроме него, не имеет права определять политическое будущее страны", - отметил секретарь иранского Высшего совета национальной безопасности (ВСНБ) Али Шамхани.

Террористы атакуют

Последние сообщения СМИ и Минобороны РФ свидетельствуют о том, что в Сирии несколько увеличился фронт военных действий. Боестолкновения происходят во всех стратегических важных провинциях, причем не всегда в пользу сирийских войск и ополчения. На прошлой неделе в масштабную атаку перешли боевики "Джабхат ан-Нусры" в провинциях Латакия, Идлиб, Хама и Дамаск. Тяжелая ситуация для сирийской армии сохраняется в Алеппо.

9 июня в Южном Алеппо "Армия ислама" (в составе группировок "Ан-Нусра", "Файлак аш-Шам" и "Ахрар аш-Шам") при поддержке большого количества бронетехники начала наступление на позиции правительственных войск. В северном Алеппо при поддержке сирийской и российской авиации бойцы сирийского спецназа Tiger Forces предприняли контрнаступление на джихадистов.

Продолжаются перестрелки в городе Дейр-эз-Зор, территория которого до сих пор не освобождена от боевиков. На данный момент сирийская армия контролирует 45% города, его окрестности и авиабазу. Правительственные войска находятся в окружении, но сохраняют высокую боеспособность и отвлекают значительные силы террористов, ослабляя натиск противника на других направлениях.

С большой вероятностью собравшиеся в Тегеране министры обороны обсуждали ситуацию в Ракке — непризнанной столице ДАИШ. Сирийская армия не появлялась в этой провинции с августа 2014 года, но в начале июня 2016 года наступил долгожданный перелом: в Ракку вошли ударные отряды САР. Это несомненный успех, однако основной проблемой для Москвы и Дамаска может стать деятельность проамериканских отрядов оппозиции.

Россия ждать не будет

Россия и США столкнулись с необходимостью координации наступательных действий. В противном случае существует вероятность, что российские ВКС будут бомбить мятежников, а американские ВВС - сирийских солдат. Не исключены также боестолкновения между отрядами оппозиции и сирийскими войсками. В какой форме будет происходить координация (если будет) - пока непонятно. Ранее в Вашингтоне регулярно повторяли, что не проводят с Москвой каких-либо операций и не собираются их планировать.

В Центре по примирению сторон в Сирии сетуют, что незаконные вооруженные формирования наносят удары не только по военным, но и по жилым кварталам. В связи с этим российские ВКС оставляют за собой право в одностороннем порядке расправляться с карателями в любой точке арабской республики, "не дожидаясь от американских партнеров выполнения обещаний".

Речь идет о том, что США не выполняют просьбу РФ об отделении подразделений оппозиции (на которых распространяется перемирие) от отрядов ДАИШ и "ан-Нусры". Соединенные Штаты могут игнорировать Москву по двум причинам: Вашингтон либо слабо контролирует мятежные силы, либо намеренно провоцирует РФ, чтобы выставить нашу страну агрессором и под этим предлогом продолжать дипломатическое давление, требуя отставки Асада.

В данном контексте встреча в Тегеране, о которой до последнего момента ничего не было известно, приобретает особое значение. Прошедшие переговоры министров обороны - это не только символ единства и общности интересов. Россия подает заокеанскому "партнеру" сигнал о том, что ключевые вопросы, связанные с Сирией, могут решаться без его участия. 

Читайте также на "Русской планете".

Выбор читателей