Потомки Левши соберут супервинтовку

Российских снайперов вооружат самыми мощными в своем классе среди мировых аналогов винтовками. Они способны вывести с дальней дистанции из строя технику неприятеля - от танка до самолета

В тульском Центральном конструкторско-исследовательском бюро спортивного и охотничьего оружия (ЦКИБ СОО) заявили, что в ближайшее время создадут снайперскую винтовку калибром 14,5 миллиметра.

Министр обороны Сергей Шойгу осматривает образцы винтовок. Фото: сайт ЦКИБ СОО

Новая крупнокалиберная снайперская винтовка будет предназначена для поражения легко бронированной техники противника на дистанции до 3,5 километров. Несмотря на то что броню из такого оружия не пробить, за счет высокой точности стрельбы оно способно доставить даже хорошо бронированным машинам немало неприятностей.

Современные приборы наблюдения и управления огнем, устанавливаемые на танки, как правило, по своим размерам сопоставимы с ведром. Такая конструкция на башне хорошо видна, и попасть в нее с большой дистанции не представляет большого труда. В результате поражения тяжелой пулей, летящей с большой скоростью, сложная оптика будет разбита вдребезги, и танк или другая боевая машина просто ослепнет.

Но на поле боя действуют не только танки - военные грузовики и вездеходы в лучшем случае прикрыты очень легкой броней, которая не защитит от выстрела крупнокалиберной пулей. Такие цели, как американские полноприводные машины ХАМВИ, новая винтовка сможет шить навылет. Несладко придется также самолетам и вертолетам.

Всего один выстрел по двигателю способен вывести из строя сложную дорогую технику. Конечно, никто не собирается палить из винтовки по самолетам, когда они в воздухе, это очень трудновыполнимая задача. Но благодаря большой дальности ведения огня можно будет скрытно приблизиться к аэродромам и атаковать авиацию на земле.

Стрельба по живой силе - не главная задача новой снайперской винтовки, для поражения человека мощность пули 14,5 мм избыточна. Однако для "точечной" ликвидации, когда нет возможности подойти к "объекту" на близкое расстояние, оружие вполне подойдет.

Такие возможности перспективной винтовки делают ее привлекательной прежде всего для бойцов спецподразделений или небольших снайперских групп. На вооружение мотострелков или десантников она если и поступит, то очень ограниченно - все-таки оружие будет достаточно тяжелым и габаритным, и обращаться с ним без проблем смогут только хорошо подготовленные, в том числе и в физическом плане, бойцы спецназа.

Калибр патронов, под которые "заточена" новая винтовка, для такого класса оружия вообще необычен. Со времен Великой Отечественной войны он применялся в противотанковых ружьях конструкции Симонова и Дегтярева. Сегодня тот же патрон используется в пулемете Владимирова, установленном на некоторые модели отечественных бронетранспортеров. Если тульским оружейникам удастся сделать рабочий образец заявленной винтовки, она может стать самой мощной в своем классе.

Из опыта применения индивидуального оружия с такой мощностью патрона известно, что стрелок испытывает достаточно сильную отдачу. Неподготовленный человек даже может повредить ключицы. Однако конструкторы утверждают, что нашли оригинальный способ снизить отдачу до уровня, сопоставимого с менее мощными винтовками. Как именно этого удалось достигнуть, пока держится в секрете.

Эскиз новой винтовки пока не представлен широкой публике, однако мы можем предположить, как она будет выглядеть, ведь опыт создания крупнокалиберного стрелкового оружия у тульских конструкторов достаточно богатый, значит, есть от чего отталкиваться. 

Так, еще в конце 1990-х годов была разработана, успешно испытана и поставлена на вооружение российской армии 12,7-миллиметровая винтовка ОСВ-96 "Взломщик". Оружие сделали самозарядным, принцип работы автоматики - отвод пороховых газов. Съемный магазин емкостью пять патронов позволяет вести огонь в достаточно высоком темпе. Для снижения отдачи используется дульный тормоз на конце ствола, который часто ошибочно называется "пламегасителем". Когда пуля проходит через это устройство, пороховые газы устремляются через отверстия дульного тормоза так, что создается реактивная сила, которая действует в направлении, противоположном движению ствола после выстрела, за счет чего и снижается отдача. Дульный тормоз не единственное средство уберечь плечи и ключицы стрелка - конструкция приклада обычно дополняется различными демпфирующими устройствами. В аналогичных образцах иностранного производства используются даже гидравлические компенсаторы отдачи, похожие на автомобильные амортизаторы. Также в некоторых моделях ствол расположен настолько высоко, что лежит на плече стрелка. Такая конструкция, напоминающая со стороны гранатомет, позволяет применять более мощный демпфер и практически избавить человека от действия отдачи. Главный недостаток такой схемы - большой вес и габариты.

Не исключено, что какие-то из этих решений применят туляки и в конструкции новой винтовки. Возможно, оружие будет чем-то напоминать противотанковые ружья Симонова (ПТРС) и Дегтярева, тем более что в ПТРС уже был применен принцип отвода пороховых газов при работе автоматики. Следуя веяниям времени, винтовку, скорее всего, оборудуют планками Пикатинни - универсальными рельсовыми кронштейнами для установки прицелов различного типа и дополнительного оборудования. Для снижения веса могут применяться легкие композитные материалы, например, в конструкции приклада.

Если винтовка с заявленными характеристиками будет создана в металле, то иностранные конкуренты, такие как М82 "Баррет" и другие, останутся далеко позади по дальности прицельного огня и мощности патрона.

Выбор читателей