"Адмирал Кузнецов" перезимует на юге

После очередного ремонта единственный авианосец российского Военно-морского флота готовится бросить вызов американским атомным авианесущим кораблям в Средиземном море

Минобороны сообщило, что единственный авианосец России - тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР) "Адмирал Кузнецов" после ремонта вышел от причальной стенки филиала центра судоремонта "Звездочка" на Североморский рейд Кольского залива. По информации СМИ, с октября месяца тяжелый авианесущий крейсер будет нести службу в Средиземном море, куда на прошлой неделе пришли атомные авианосцы США "Дуайт Эйзенхауэр" и "Гарри Трумэн" (оба - типа "Нимиц").

"Адмирал Кузнецов" в Средиземном море. Фото: сайт Минобороны РФ

Своим присутствием в регионе Средиземноморья "Адмирал Кузнецов" должен будет сдерживать чрезмерно активные действия американского флота. Главной задачей авиационной группировки ТАКР будет патрулирование воздушного пространства над кораблями ВМФ России, находящимися в Средиземном море.

Американские атомные авианосцы типа "Нимиц" - более чем серьезные противники. На каждом из них в состав авиакрыла входит около сотни единиц техники - ударных истребителей F-18 и А-14, морских разведчиков, противолодочных самолетов и вертолетов. Российский ТАКР выглядит несколько скромнее. По проекту в его ангарах, скрытых во чреве корабля и на верхней палубе, может разместиться до 50 самолетов (МиГ-29К, Су-33, Су-27К) и вертолетов (Ка-27, Ка-29). Однако корабль никогда не выходил в море с таким числом авиатехники. Значительную часть своей четвертьвековой службы "Адмирал Кузнецов" находился в ремонте, что породило среди военных специалистов достаточно скептическое отношение к возможностям уникального в своем роде российского корабля.

Американский авианосец типа "Нимиц". Фото: Mcss Cole C. Pielop/ Global Look

Главной причиной долгого стояния в североморских доках была четырехвальная паро­турбинная силовая установка суммарной мощностью около 200 000 лошадиных сил. Опыт эксплуатации выявил, что первоначальный вариант корабельного двигателя слишком слаб для обеспечения хода и иных потребностей крейсера, ведь корабль такого класса, как "Адмирал Кузнецов", несет на себе огромное количество электрооборудования, которое питается от турбо- и дизель-генераторов, в связи с чем крейсер постоянно нуждается в заправке от сопровождающих танкеров. Кстати, из-за особенностей силовой установки приходится на многом экономить - горячую воду, освещение подавать строго по графику и в довольно ограниченном количестве, что не лучшим образом отражается на комфорте экипажа, численность которого свыше полутора тысяч человек. 
Для примера, на американских атомных авианосцах условия гораздо лучше за счет "бесконечной" энергии атомных реакторов, которые нуждаются в заправке только раз в двадцать лет.

Еще один недостаток, но, как ни странно, и достоинство - особая конструкция взлетной палубы корабля. В носовой части сделан трамплин, который позволяет самолетам выходить на необходимый для взлета угол атаки без использования паровых катапульт, как на американских авианосцах, что облегчает вес корабля и позволяет сделать его немного меньше. Однако взлетать с такого трамплина можно только без тяжелого вооружения, что ощутимо снижает ударные возможности корабля.

Взлетная палуба корабля "Адмирал Кузнецов". Фото: Федосеев Лев/ ТАСС

Не исключено, что нынешний ремонт был направлен как раз на устранение этих недостатков - силовую установку сделали более мощной, а с полетной палубой и оборудованием, возможно, тоже поколдовали, чтобы самолеты могли взлетать и с полным комплектом вооружения.

Стоит отметить, что есть у корабля и неоспоримые достоинства. Так, помимо авиационного вооружения, на крейсере установлены пусковые установки для 12 противокорабельных ракет "Гранит", чего нет ни на одном американском авианесущем корабле. Гораздо сильнее своих зарубежных "одноклассников" выглядит и противовоздушное вооружение российского крейсера.

Не исключено, что в ходе ремонта могут быть установлены и новые радиолокационные комплексы с фазированными решетками, которые резко повысят боевые возможности корабля по слежению за надводной и подводной обстановкой.

Но самая главная задача сегодня все-таки не ограничивается только технической готовностью материальной части крейсера. Во время похода в Средиземное море летчики будут отрабатывать взлет, посадку и боевое применение в море, а не на тренировочных наземных аэродромах. Воздушных асов, которые могут сажать реактивные машины на авианосец, до недавнего времени оставалось, можно сказать, наперечет. Однако, сегодня ситуация меняется к лучшему. Вновь введен в строй наземный испытательный тренировочный комплекс в Крыму (НИТКА), который в точности имитирует палубу авианосца и трамплин. Летчики 279-го корабельного истребительного авиационного полка и 830-го отдельного корабельного противолодочного вертолетного полка активно занимаются тренировками в Крыму. По поводу вертолетов СМИ сообщали о существующей возможности размещать на "Адмирале Кузнецове" вертолеты Ка-52К, ранее предназначавшиеся для вертолетоносцев "Мистраль", строившихся во Франции. 

Тренировка российских летчиков на тренажере НИТКА в Крыму. Фото: Павлишак Алексей/ ТАСС

Когда крейсер войдет в Средиземное море, он будет прикрывать находящиеся там корабли российской оперативной эскадры с воздуха, поскольку в таком удаленном от границ России этого больше никто сделать не сможет.

Выбор читателей