"Ворота Байкала" закрыли наглухо

Проверка контрольного управления президента выявила массовые нарушения в туристической зоне Приангарья. А ведь сначала она казалась такой перспективной

В начале июня 2016 г. особую экономическую зону "Ворота Байкала" в Приангарье в пресс-службе "Общероссийского народного фронта" (пресс-релиз есть в распоряжении РП) назвали "неэффективной и намеченной к ликвидации". Напомним, после проверок Счетной палатой особых экономических зон страны президент Владимир Путин поручил ликвидировать 10 территорий, где так и не удалось развернуть производство, торговлю услугами или туризм.

Макет туристической зоны "Байкальская гавань". Фото: metropolgroup.ru

В эту десятку вошла и иркутская туристическая зона "Ворота Байкала". Но что будет с ее землями, которые должны были привлекать туристов со всей России?

"Мы так и не получили денег"

Контрольное управление президента занялось оценкой зон после проверок активистов ОНФ, которые привезли первые подтверждения "нецелевого расхода денег". Зона "Ворота Байкала" в Иркутской области должна была стать льготной для турбизнеса, на ее инфраструктуру было запланировано выделить из бюджета 11,8 млрд рублей, но "фронтовики" не обнаружили здесь строительства вообще. С момента старта проекта, то есть за 10 лет, филиал ОЭЗ в Приангарье успел освоить свыше 108 млн рублей, но все эти деньги ушли на обустройство границ ОЭЗ, проектирование объектов зон и различные экспертизы.

"Ворота Байкала" располагаются на двух участках: в Большом Голоустном на 1590 га, разграниченных под летний отдых, и на 757 га на горе Соболиной   для всесезонного отдыха, но с акцентом на зимние виды спорта",   уточнил глава иркутского филиала ОАО "ОЭЗ "Ворота Байкала" Сергей Иванов.

По замыслу, привлекательными для бизнеса эти земли должны были стать за счет налоговых преференций и готовой инфраструктуры от государства. На сегодня ничего из запланированного не сделано, подтвердили обе комиссии.

"На участке в Голоустном нет дорог и спроектированной линии электропередачи. Из Иркутска в поселок по-прежнему ведет разбитая грунтовая дорога, которая в дождь вообще в месиво превращается. Но это не самое страшное. Не меня одного, вообще всех экспертов обескураживает выбор территории: о каком туризме может идти речь, если поселок Большое Голоустное находится в зоне сильных ветров, а выделенный под ОЭЗ участок вообще стоит на болоте? Сейчас в Большом Голоустном даже указателей нет. Логично, что и денег частных инвесторов в проекте нет. Хотя государство успело на него изрядно потратиться", -  говорит  эксперт по туризму и развитию НКО Сергей Новиков.

На втором участке активисты отметили подвижки лишь в работе горнолыжного курорта "Гора Соболиная", который, впрочем, открылся еще в 1994 году.

"Да и здесь компания "Особые экономические зоны" за более чем 10 лет не провела водоснабжение и не подключила электро- и теплоэнергию, как планировалось изначально. Единственный резидент, хоть что-то здесь делающий из всех пяти зарегистрированных, - курорт "Гора Соболиная". Компания на свои деньги построила на участке новую гостиницу и кафе. Сейчас она же сама решает инфраструктурные вопросы: бурит скважины и устанавливает насосы, - добавил эксперт. - В кулуарах представители компании признаются, что вместо помощи от статуса ОЭЗ курорт получил только постоянное давление со стороны властей, из-за которого им не удалось, даже несмотря на новые объекты, перешагнуть через давнюю планку в 500 тысяч посетителей за год.

Эксперты добавляют, что на провал проекта повлияла чехарда в руководстве региона: за время работы ОЭЗ в области сменилось пять губернаторов и полностью обновился состав их команд, как и руководство самого филиала ОЭЗ. Тем не менее в прошлом году, после приглашения на пост действующего главы Сергея Иванова озвучивались твердые намерения начать строить здесь инфраструктуру уже в 2016-м.

Но за прошедшие полгода ничего не сдвинулось.

"Мы так и не получили денег. Из федерации нам не пришло ни рубля на строительство ни в прошлом году, ни в этом. А сейчас, как вы знаете, надежды вообще нет: проект попал под заморозку после расследований и заявлений активистов из "Народного фронта", - признался РП Сергей Иванов. - Как будет проходить ликвидация? Подробностей я не знаю. Сам узнал о ней из новостей".

А власти-то и не знают

В ОНФ уже обеспокоились тем, как распорядиться объектами и территорией неэффективных зон и избежать их продажи за бесценок.

В основном инфраструктура в ликвидируемых ОЭЗ простаивает: частично ее все же построили, но не вели должной работы по привлечению инвесторов. Так, к примеру, произошло с ОЭЗ "Байкальская Гавань" в соседней Бурятии, тоже попавшей в список ликвидируемых из-за неэффективности. Там в инфраструктурные объекты государство вложило свыше 4 млрд рублей. По мнению главы проекта "ОНФ за честные закупки" Анастасии Муталенко, иркутские "Ворота Байкала" можно закрыть безболезненно, потому что здесь вообще ничего не создано.

Читайте также на "Русской планете".

Выбор читателей