Сербов с ЕС поссорил мертвый кардинал

Хорваты пытаются убедить Ватикан канонизировать епископа, служившего усташам. Франциск замедляет этот процесс, поскольку хочет найти общий язык с сербами, которые считают Степинаца преступником

Хорватский кардинал Алоизие Степинац, умерший более полувека назад, стал причиной громкого международного скандала. Выставка о его жизни в Европейском парламенте послужила причиной отзыва посла Сербии при ЕС. Католики считают Степинаца выдающимся религиозным деятелем. Православные обвиняют епископа в сотрудничестве с нацистским режимом усташей и в соучастии в геноциде сербов в годы Второй мировой войны.

Здание Европарламента в Страсбурге. Фото: Christoph Schmidt/ DPA/ TASS

В июне в здании Европарламента в Брюсселе открылась выставка "Хорватский святой Алоизие Степинац". Она была организована в поддержку канонизации кардинала, которого Ватикан в 1998 г. причислил к лику блаженных. Вопрос о канонизации Степинаца давно находится на рассмотрении католической церкви, но окончательное решение постоянно откладывается из-за неоднозначной репутации священнослужителя.

Организаторами экспозиции выступили депутат Европарламента от Хорватской крестьянской партии Марьяна Петир вместе с Хорватским католическим университетом, загребской архиепископией и рабочей группой Европейского парламента по межкультурному и межрелигиозному диалогу. Сербы отреагировали мгновенно: посол страны при ЕС Душко Лопандич по инструкции МИД выразил протест спикеру Европейского парламента Мартину Шульцу.

Однако этого официальному Белграду показалось недостаточно. Посол был отозван на родину, а вице-премьер - министр иностранных дел Сербии Ивица Дачич выступил с заявлением о недопустимости пересмотра истории Второй мировой войны.

"Уму непостижимо, чтобы в центре Европейского союза открывалась выставка, посвященная участнику гонений на тысячи сербов, евреев и другое не хорватское население, который в собственной стране осужден на 16 лет тюремного заключения и лишение гражданских прав на три года", - заявил замглавы сербского правительства.

Несмотря на столь демонстративный протест политиков против культурного события, едва ли этот скандал всерьез повредит отношениям Белграда и Брюсселя. Сомнительно даже, что сербы добьются закрытия экспозиции. Сам отозванный посол признает, что в штаб-квартире Европейского парламента ежедневно проводятся десятки выставок и собраний, которые не носят официального характера и "часто противоречат позициям самих государств - членов ЕС". Поэтому далеко не факт, что прославление "подвигов" Алоизие Степинаца - это осознанная позиция Евросоюза.

Праведный гнев сербов вызван еще и тем, что Ватикан не торопится канонизировать кардинала, сотрудничавшего с нацистами, однако хорваты чтут его чуть ли не как национального героя и уже называют святым. Европейские чиновники относятся к этому с попустительством. Некоторое время назад папа римский Франциск дал согласие на формирование совместной православно-католической комиссии, которая должна подробно разобрать историческое значение личности кардинала. Отмечается, что в сборе материалов для комиссии лично участвует президент Сербии Томислав Николич.

Хорваты в последнее время постоянно пытаются торопить папу с окончательным решением вопроса о святости Степинаца. В апреле Франциск встречался с премьер-министром Хорватии Тихомиром Орешковичем. Во время беседы речь зашла и о кардинале Алоизие. Орешкович, по слухам, сказал понтифику, что хорватский народ встревожен постоянным откладыванием канонизации Степинаца. В этом хорватский премьер усмотрел враждебные происки сербов, чья православная церковь настояла на создании совместной комиссии по изучению деятельности блаженного епископа.

Хорватам, похоже, придется смириться, что столь ожидаемая ими канонизация если и наступит, то крайне нескоро. В отличие от многих своих предшественников, папа Франциск стремится наладить отношения с представителями других христианских церквей. Ему удалось даже встретиться с патриархом Московским и всея Руси Кириллом. А вот наладить контакты с Сербской православной церковью пока не получается. Осенью прошлого года патриарх Ириней в очередной раз отверг предложение понтифика о встрече.

Одной из причин является принципиальная позиция православных сербов по Степинацу. В одном из выступлений глава Сербской церкви заявил, что в трагический период геноцида сербов Степинац был главой католической церкви в Хорватии и ничего не сделал для предотвращения гибели десятков тысяч православных сербов.

"Нет никаких опубликованных доказательств того, что он сделал хоть что-то, чтобы облегчить положение наших людей в Хорватии и предотвратить геноцид наших невинных детей. Мы не знаем, способствовал ли Степинац этому, но мы знаем, что он не сделал ничего, чтобы предотвратить его", - сказал предстоятель церкви. Чтобы окончательно не оттолкнуть сербов от Ватикана, Франциск не будет торопиться с канонизацией человека, которого они считают преступником.

Степинац остается одной из самых противоречивых фигур в европейской истории середины XX века. О том, кем он был - мучителем или мучеником, спорят не только на Балканах, но и в Израиле.

Апологеты кардинала подчеркивают, что в тяжелейших условиях, когда у власти в стране последовательно находились два тоталитарных режима, Степинац вел себя с неизменным достоинством. Он протестовал как против усташеских преступлений против человечества, так и против коммунистических гонений на церковь. В заслугу ему ставят действия по спасению тысяч евреев во время нацистского террора. Многие считают Степинаца мучеником, пострадавшим от рук коммунистического режима: после войны его приговорили к многолетнему тюремному заключению. Он скончался от болезней, полученных в тюрьме.

Обвинители Степинаца настаивают на том, что своей поддержкой усташеского режима в начале войны он своим авторитетом способствовал его утверждению у власти. В вину кардиналу также ставят практику насильственного перевода сербов в католицизм во время террора, которую архиепископ считал способом сохранения жизней жертв террора.

Выбор читателей