Аутсорсинг тянет Балтфлот ко дну

Скандал с увольнением командования Балтийского флота продолжает обсуждаться в СМИ. У военных есть своя версия происходящего: причиной громких отставок могла стать неудачная реформа тылового обеспечения

Когда по следам скандала на Балтийском флоте читаю заголовки газетных статей "В части шло воровство", "Солдаты спали на голых матрасах", "Враг внутри у нас?", становится не по себе. Это выводы далеких от армии людей. Хочу поделиться тем, с чем пришлось мне столкнуться во время службы в одной из частей, расположенных в Московской области.

На параде кораблей в День ВМФ в Балтийске. Фото: Виталий Невар/ ТАСС

Итак, в 2010-2011 гг. в российской армии обслуживанием воинских частей стали заниматься сторонние организации. Наших военачальников, Сердюкова и его команду, вдохновил опыт вооруженных сил стран Запада, Израиля, США.

Все вопросы тылового обеспечения (питание, банно-прачечное хозяйство, вещевое обеспечение, обслуживание казарм и военных городков) теперь легли на плечи гражданских людей, работающих для обеспечения всех нужд солдата. Деятельность этих сторонних организаций называется модным словом "аутсорсинг" (от англ. "обслуживание извне"). А в целом это объединение "внешних" исполнителей имеет одно общее название "Славянка". Аутсорсинг - инновационная технология, которая насильно была внедрена в Вооруженные силы РФ даже без всякой "обкатки" и пробных испытаний.

Честно говоря, после скандала с Васильевой и ее "соратниками" мне казалось, что тыловая армейская жизнь вернется на круги своя: уволенных начальников вещевых складов, поваров и других представителей тыловых должностей (все они состояли в штате воинских частей) вернут с приходом нового министра, вернут финансовые, продовольственные и вещевые службы. Но чуда не произошло. Конечно, многих новая система тылового обеспечения не устраивала. Сама по себе идея вроде бы хороша: солдат занимается исключительно боевой подготовкой, не чистит картошку ваннами до полуночи, не метет и не чистит от снега плац, а у командира части не болит голова, чем накормить солдата, что на него надеть, где помыть. Но адаптировать аутсорсинг для России не так просто, особенно с ее территориальными и климатическими особенностями.

Представьте себе отдаленный гарнизон в Сибири или просто часть, расположенную в сотне километров от ближайшего населенного пункта. Попробуйте найти бригаду поваров для солдатской столовой, которая согласится ездить ежедневно, не по сменам, как раньше (сутки через трое), и получать при этом 25 000 руб. в месяц (в регионах о размере зарплаты не могу сказать). И теперь повар в помощь себе не может взять солдатика - перетащить бачок с борщом, почистить картошку. Ушла в 11-12 вечера, а утром в 4 опять на кухне. Труд адский! Нагрузка на поваров большая - по нормам на 250 питающихся солдат положен один повар. Интересно, кто устанавливал такую норму?

В моей части (Московская область) поварами работали женщины из Мордовии, Саратовской, Воронежской области и других регионов. Зарплата 25 000 рублей. Им же нужно было где-то жить, 5000 руб. в месяц они отдавали за комнату в общежитии одного из предприятий города. И вот остаток - 20 000 рублей. Для регионов, вероятно, это вполне неплохо.

Территорию части убирали жители Средней Азии. Причем на огромную площадь, которую раньше приводили в порядок 10 бойцов, уже приходился один человек. Согласно договору с компанией, работник убирал территорию "по мере необходимости, но не реже, чем один раз в неделю". Вспоминаю сильный снегопад. Уборщик не справляется со снегом - до 9 часов надо хотя бы плац убрать, здесь будет проведено построение с подъемом государственного флага РФ. На помощь зовет жену и 10-летнего сынишку (они не являются работниками по договору, а парнишка тем более не может быть официально взят на работу). К 9 часам утра "бригада" со снегом не справилась - солдаты стояли на плацу по колено в снегу, и я с ними - в голове колонны. За много лет в армии я такого не видел.

Финансовое обеспечение - отдельная тема. Денежное довольствие поступает солдатам и офицерам на пластиковые карточки. В части банкомата не было, чтобы "денежку снять". И вот идет строй солдат за деньгами к ближайшему банкомату, которых только 2 на весь город. А если ближайший банкомат в 20 км от части? Надо оформлять заявку на транспортное средство, типа автобуса, я серьезно, или едет один боец со всеми карточками и ПИН-кодами и снимает денежное довольствие на всех сослуживцев. Финансовые организации в частях упразднили. Одна организация с бухгалтерами на удалении (так называемый финансовый орган) занимается финансовым обеспечением 100-150 частей. В настоящее время ни командир части, ни его замы и даже командующий не имеют доступа к денежным средствам. Поэтому ни о какой коррупции среди должностных лиц части речи быть не может. Исключено!!! С ликвидацией финслужб в частях ликвидирована возможная коррупционная составляющая, которая раньше могла "подвести под монастырь" многих полководцев.

Захотел командир части подремонтировать кровлю казармы, обратился с заявкой в аутсорсинговую компанию. И ждет, пока примут решение. Захотел покрасить технику - пиши заявку. И копятся эти заявки стопками, вовремя не исполняются. А раньше справлялись своими силами и быстро. Причем надавить на эту организацию и потребовать уложиться в какие-то сжатые сроки командир не может. Зато подрядчики уже торопятся подсунуть акт выполненных работ, когда работы еще не выполнены: нам, мол, надо подбивать отчет, от этого будет зависеть наша зарплата. Стоит командиру пожаловаться вышестоящему командованию, что новая система работает неправильно, это расценивается как движение против реформ, против системы. Как хочешь, так и вертись!

Пример из жизни. На одном из военных советов, которые ежемесячно проводятся в войсках, встал командир части и пожаловался командующему на качество поставляемых "аутсорсингом" душевых кабин для солдатских казарм. Ответ командующего - откажитесь, напишите жалобу. В компании на жалобу ответ: душевые кабины закуплены централизованно, больше никаких нет. И вот вам замкнутый круг. А душевые кабины командир обязать поставить согласно последних указаний Министра обороны РФ. В казарме должны быть душевые кабинки, чтобы солдат мог ежедневно принимать душ, - никаких банных дней и бань в воинских частях. Бани ликвидировать! Кстати, стоимость той одной душевой кабинки равнялась 10 000 руб., согласно акта выполненных работ. А командир посмотрел на ее качество и реальную стоимость в интернете - 2500 руб. и пришел в замешательство. Понимаете, о чем я? Откаты и прочие коррупционные схемы (дальше тему раскрывать не буду - каждый разовьет ее в меру своего воображения). Причем командир части никакого отношения к ним не имеет. Это уже поле деятельности для "Славянки".

Но вернемся к кабинкам. Стекло кабинки тонкое, хрупкое - трескается. Сломали - надо заменить. Командир ее не будет покупать. Он напишет заявку, и поставят еще одну, но опять "одноразовую". И до каких пор такое будет продолжаться? Думаю, пока на складе "аутсорсинга" кабинки не кончатся.

Когда я читаю "солдаты спали на голых матрасах", мне на ум приходит - "аутсорсинг" вовремя не привез белье. Эта компания не подчиняется командиру. Водителя, который доставляет белье, не волнует, как спят солдаты, не знает этого и оператор стиральной машины. Ну не выполнила компания пункт договора, и что? Здесь, в Забайкалье, другой компании нет. Тендер проводить не с кем. Только вот командир виноват всегда, он - "крайний". Можно говорить о халатности должностных лиц, но не об этом сказ. При всей добросовестности командира успех его деятельности зависит от добросовестности организаций, предоставляющих подразделению разные виды услуг.

Согласен с мнениями тех журналистов, которые считают, что между министром обороны Сергеем Шойгу и командующим Балтфлотом Виктором Кравчуком произошел межличностный конфликт. По всей видимости, вице-адмирал встал на защиту своих подчиненных - командиров частей, в чьих "хозяйствах" поработали проверяющие. Ему было что сказать. Видимо, накипело. Командующий - человек решительный и прямолинейный. Так его характеризуют сослуживцы. Да и сам экс-командующий Балтикой посчитал "бредом" формулировки о причинах его увольнения - "за упущения в боевой подготовке и прочее". А причина совсем в другом.

И ни о какой коррупции и воровстве речи быть не может. Да, многие командиры частей на Балтике понесут ответственность за недостатки, выявленные комиссиями, вплоть до снятия с должностей, если новый командующий посчитает нужным. О штатных перестановках мы и не узнаем. Такое происходило и будет происходить во многих соединениях. Приехала комиссия, "накопала" недостатков на актах в 40 листов, составила заключение - устранить к положенному сроку. Все просто. Не устранили - дисциплинарное взыскание, в том числе "удар по карману". Но в случае если прямая вина командира определена. Как потом командир будет устранять недостатки, никого не волнует. Важен результат.

Конечно, есть вина командиров в том, что солдаты недополучают нормы довольствия, но вина все же опосредованная. О вине командиров СМИ и пишут. Будут ли СМИ писать о несовершенстве армейского аутсорсинга? Все ли журналисты о нем знают? Не уверен. И вообще говорить или писать об аутсорсинге плохое - это означает ставить под сомнение действенность проводимых в армии реформ.

Таким образом, не имея механизмов воздействия на аутсорсинговые компании, командиры частей стали заложниками созданной в Вооруженных силах РФ системы тылового обеспечения. Прошло уже 6 лет, а система не работает слаженно до сих пор. А в отдаленных гарнизонах, думаю, эта система никогда не заработает качественно. Нельзя было ее внедрять повсеместно и без апробаций. Может, стоит подумать о возврате некоторых частей к проверенной десятилетиями системе? Командиры частей хотят работать. Но хотят ли нормально работать обеспечивающие организации? Кстати, я за эти дни в газетах ни разу не нашел слово "аутсорсинг".

Выбор читателей